Несмотря ни на что — экзамены никто не отменял. Июнь-июль — пора государственных экзаменов и защит дипломов.
15 июня на кафедре «Технология промышленной и художественной обработки материалов» проходил государственный экзамен у магистрантов направления 29.04.04 «Технология художественной обработки материалов» по профилю «Художественное проектирование производство изделий из древесины и ансамблей из материалов разных классов».
Впервые в истории кафедры экзамен проходил в дистанционном формате. Членов государственной экзаменационной комиссии и магистрантов разделяли сотни километров — студенты защищались из дома. Каждый из шести магистрантов представлял свои работы по видео-связи в системе Moodle.
Председателем ГЭК был ведущий инженер-конструктор АО «ИМЗ» Концерн «Калашников» М.Е. Драгунов. В состав комиссии входили профессор кафедры «ТПиХОМ» М.М. Черных, руководитель магистерской программы доцент П.А. Останина и заведующий кафедрой «ТПиХОМ» доцент Ю.В. Ложкин.
Итак, в режиме реального времени сдавали госэкзамен шесть магистрантов: Эльвира Ахметгараева, Арина Воробьева, Ирина Константинова, Мария Корепанова, Сергей Лаптев и Анна Муканова.
Государственный экзамен традиционно состоял из двух частей — теоретической и практической. В теоретической части необходимо было ответить письменно в виде теста или развернутого ответа по нескольким дисциплинам, которые являются основными при подготовке квалифицированного магистра в области художественного проектирования изделий из древесины и других материалов, готового к профессиональной деятельности в качестве дизайнера, конструктора, технолога, руководителя творческой мастерской, начальника отдела и т.п.
Теоретические вопросы были по дисциплинам «Современные материалы художественных изделий», «Современные технологии декорирования художественных изделий из стекла», «Новые технологии художественной обработки материалов». По дисциплинам «Оборудование и автоматизация производства художественно-промышленных изделий» и «Художественное проектирование изделий из древесины и ансамблей на ее основе» необходимо было прописать этапы технического процесса изготовления изделий, входящих в мебельный комплект и разработать техкарты на две детали изделий комплекта, отличающихся по форме (или материалам).
О проектной части госэкзамена
Художественная (проектная) часть госэкзамена заключалась в разработке дизайна нового изделия или совершенствование существующего. Тема проектной (художественной) части обуславливается тематикой диссертационной работы, либо учебным заданием по одной или нескольким из освоенных дисциплин.
При выполнении художественной части необходимо было учесть ряд требований. Во-первых, оригинальный дизайн изделия или комплекта. Требовалось учесть использование таких материалов, как древесина и древесные материалы, стекло (могли быть использованы и иные материалы), использование эстетических свойств материалов в оформлении, желательно применение динамичных структур — трансформируемых элементов или различных вариантов компоновочных решений изделия (комплекта изделий).
Во-вторых, разработка должна быть представлена в виде графического проекта, содержащего 3d-модели и текстовое пояснение к ним, достоверно отражающие дизайн разработанного изделия (комплекта изделий). Количество вариантов компоновки, выбранные ракурсы и масштаб изображений должны позволять полностью оценить проект (используемые материалы, форму и расположение деталей). В описании нужно было пояснить, что представляет из себя изделие, для кого оно предназначено, из чего сделано и т.п.
Темы интересные и весьма разнообразные
Надо сказать, что художественная часть заданий госэкзамена соответствовала тематике выполняемых магистрантами диссертаций, которые были весьма разнообразны по художественно-проектным решениям, технологиям обработки и материалам изделий.
Тема магистерской диссертации Эльвиры Ахметгараевой — «Декоративность фактуры на изделиях из металлов и сплавов», Арины Воробьевой — «Влияние фракции стеклянной крошки на рассеивающую способность спеченных панелей», Ирины Константиновой — «Формообразование художественных стеклоизделий моллированием в полусферической матрице», Марии Корепановой — «Разработка серии шарнирных деревянных кукол на основе этнологического анализа мифологических существ удмуртского народа», Сергея Лаптева — «Разработка художественного образа и технологии изготовления ювелирного гарнитура в стиле этнофутуризма», Анны Мукановой — «Совмещение техник и материалов в декоративных изделиях на основе древесины».
Так, Эльвира Ахметгараева, на основе выполненных исследований разработала дизайн-проект художественного изделия из металла с фактурой нового вида. Фактура отличается сфероидальной формой граней ее (фактуры) элементов, что позволяет существенно усилить важное эстетическое свойство — ее блеск. Разработка магистрантки отмечена специальным призом на всероссийском конкурсе творческих работ студентов направления «Технология художественной обработки материалов». По результатам работы опубликованы три научные статьи на платформе РИНЦ.
А магистрантка Анна Муканова провела исследование гармоничных цвето-текстурных сочетаний древесины и художественного стекла, на основе которого разработала оригинальный декоративный набор в морском стиле для интерьера, содержащий часы, светильник и зеркало. Результаты работы приняты к печати в научном журнале, издаваемом Техническим университетом г. Зволена на платформе WoS и Scopus.
По словам заведующего кафедрой «ТПиХОМ» Юрия Валерьевича Ложкина, «магистранты прекрасно подготовились к экзамену на расстоянии. У комиссии не осталось и тени сомнений, что поставленные перед выпускниками задачи, были решены в полном объеме. Все шесть человек успешно подтвердили полученные во время обучения знания: пять человек получили оценку „отлично“, один — „хорошо“.
Благодаря четкой организации экзамен прошел без технических сбоев, уверенно и динамично. Члены комиссии спрашивали каждого и объективно ставили баллы. Это настоящий экзамен. Конечно, присутствовало небольшое волнение, поскольку экзамен в таком формате проходил впервые».
С точки зрения практики дистанционная форма — пока непривычный процесс, и, возможно, не в полной мере позволяет магистранту раскрыться. Но это — полезный опыт. Дистанционные технологии — это технологии будущего. С ними нужно «дружить».
Подготовила Галина Анатольева