Сегодня разработка и широкая практика учебных программ высшей школы, разработанных во взаимодействии реального производства и университета особенно актуальна и является одним из необходимых инструментов реализации стратегической государственной задачи — диверсификации оборонного производства.
Как известно, тема диверсификации ОПК обсуждалась подробно на Форуме оружейников-2019 в Ижевске, который состоялся в сентябре. На совещании Форума, в рамках которого обсуждались вопросы конверсии в ОПК, выступил Президент РФ В. В. Путин, который, в частности, сказал, что диверсификация «продиктована требованиями времени» и назвал ее темпы «неплохими, но недостаточными». Добавим, что ректор ИжГТУ В. П. Грахов, отмечал, что Ижевский государственный технический университет сегодня выпускает около 80% всего кадрового состава предприятий ОПК Удмуртии, которым в условиях диверсификации необходим целый ряд новых компетенций и специализаций, а это — производные от успешного сотрудничества вуза и предприятий, когда планы и цели партнеров соотносятся в процессе постоянного профессионального общения.
Силами кафедры «Конструирование радиоэлектронной аппаратуры» ИжГТУ была организована и проведена программа повышения квалификации для специалистов Ижевского радиозавода «Анализ причин отказов радиоэлектронной аппаратуры».
Завершилось обучение специалистов служб анализа и обеспечения качества нескольких дочерних предприятий Ижевского радиозавода по программе повышения квалификации «Анализ причин отказов радиоэлектронной аппаратуры». Обучение осуществлялось в течение двух недель, причем, проходило на территории предприятия.
Началось все с того, что представители службы менеджмента качества Ижевского радиозавода обратились в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по поводу разработки образовательной программы по специфической тематике — исследование причин отказов радиоэлектронной аппаратуры. Необходимость возникла из-за того, что на производстве хорошо налажены методики поиска и устранения дефектов и мест отказов выпускаемой электронной техники, но не хватает системности в установлении причин возникновения данных отказов, что позволило бы оперативно разрабатывать и внедрять организационные, проектные, технологические меры по их предотвращению.
Разработкой и реализацией образовательной программы занималась кафедра «Конструирование радиоэлектронной аппаратуры» Приборостроительного факультета в составе заведующего кафедрой Владимира Александровича Глушкова, старшего преподавателя Олега Явзавтовича Шамсиахметова, доцента Сергея Владимировича Клишина, доцента Александра Вадимовича Морозова. К чтению части тематических разделов также был привлечен выпускник кафедры «Конструирование радиоэлектронной аппаратуры» Сергей Владимирович Стыров, который поддерживает тесные связи с кафедрой и является сотрудником Ижевского Радиозавода с большим опытом работы в рассматриваемых темах.
У данной программы и ее реализации имеются несколько особенностей. Во-первых, это обучение представителей целых шести дочерних предприятий Радиозавода: ООО «ИРЗ», ООО «ИРЗ-Локомотив», ООО «ИРЗ-Связь», ООО «ИРЗ ТЕСТ», ООО «ИРЗ ТЭК», ООО «ИРЗ-Фотон». Во-вторых, это качественный и количественный состав аудитории: начальники цехов и их заместители, мастера и старшие мастера, начальники, заместители и инженеры бюро, отделов и лабораторий менеджмента качества и технического контроля, инженеры-конструкторы КБ, техники. В общей сложности 67 слушателей, при этом не у всех слушателей имелось базовое образование в области проектирования и производства электронной аппаратуры.
В-третьих, тематическое наполнение программы разрабатывалось и согласовывалось совместно с представителями предприятий, то есть, фактически, программа была разработана на заказ. Содержательную часть программы составили разделы:
· Определение причины отказа электронной аппаратуры с помощью анализа электронной схемы.
· Анализ воздействия дестабилизирующих факторов на работоспособность электронной аппаратуры.
· Диагностика электронной аппаратуры.
· Оценка качества электропитания электронной аппаратуры.
В-четвертых, в процессе обучения происходил обмен мнениями, знаниями и опытом между преподавателями вуза и работниками предприятия, что позволит как улучшить данную образовательную программу, сориентировав ее в более практическом направлении, так и модернизировать учебные дисциплины, преподаваемые в вузе.