9 февраля в ИжГТУ имени М.Т.Калашникова прошел круглый стол «Актуальные вопросы реализации Национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Его организатором выступил флагман производства БАС в России АО «Концерн «Калашников». На мероприятии присутствовали представители органов государственной власти, производители БАС, а также представители образовательных организаций.
Открыл заседание президент АО «Концерн «Калашников» Алан Валерьевич Лушников:
— Рады приветствовать всех на Ижевской земле. Фестиваль «КАЛАШНИКОВ—ТЕХНОФЕСТ» второй год подряд собирает специалистов и экспертов в области БАС. Мы собирались год назад в стенах ИжГТУ имени М.Т.Калашникова. Провели круглый стол, на котором обсудили первоочередные задачи развития БАС, а сегодня собрались для того, чтобы обсудить их исполнение За этот год произошли серьезные изменения. Отрасль получила новый импульс к развитию. Утвержден национальный проект, в составе которого 5 федерльных проектов. Выделены средства. Наша задача продемонстрировать, что эти решения были приняты не напрасно.
Ижевск — это один из центров развития беспилотной авиации в стране, здесь это направление зарождалось. Мы видим, как эта техника, разработанная ижевскими мастерами-оружейниками, применяется в боевых условиях, поэтому неслучайно мы собрались в вашем городе. По результатам круглого стола будут оформлены рекомендации, подписан протокол, который, как и в прошлом году, будет направлен в Минпромторг, Минобрнауки, Росавиацию и другие федеральные органы. При необходимости будет сделан доклад на заседании государственной комиссии. Думаю, что многие предложения, как и в прошлом году, будут крайне востребованы.
Об опыте гражданского применения БАС в Удмуртии рассказал председатель Правительства УР Ярослав Владимирович Семенов:
- У многих складывается впечатление, что БАС в первую очередь — это ВПК. Действительно это так. Но у нас есть положительный опыт использования БАС в гражданских целях. В Воткинске и Сарапуле действуют диспетчерские пункты, которые контролируют пространство трети территории республики. Таким образом мы оказали содействие лесоохране. И благодаря практически круглосуточному мониторингу, несмотря на засушливое лето, мы добились того, что все лесные пожары были ликвидированы практически в первые сутки и это значительно сократило ущерб от огня.
Предворяя выступление заместителя министра науки и высшего образования РФ Дмитрия Владимировича Афанасьева, модератор круглого стола А.В.Лушников сказал: «Не секрет, что один из аспектов — квалифицированные кадры. Без них мы, промышленники, не сможем ничего сделать».
Эту тему развил в своем выступлении Д.В.Афанасьев:
— Одним из факторов не только для развития БАС, но и в целом развития промышленности является дефицит кадров как с количественной, так и с качественной точек зрения. Минобрнауки по поручению Президента РФ разрабатывает новую модель высшего образования. Главное то, что общее образование должно быть полноценной ступенью для последующей подготовки инженеров, конструкторов, исследователей.
В качестве одной из важнейших задач выступающий обозначил популяризацию направления БАС. Один из успешных проектов — это «Архипелаг», который в текущем году пройдет на острове Сахалин. (по окончании выступления заместителя министра А.В.Лушников спросил: «А можно в следующем году провести «Архипелаг» в Ижевске?», чем вызвал аплодисменты зала).
Доклад директора департамента специальных проектов в сфере БАС АНО «ПЛАТФОРМА НТИ» Александра Степановича Дрозда был посвящен инструментам поддержки проектов, связанным с беспилотниками. Он отметил, что важным требованием получения поддержки является уровень локализации производства, комплектующих — будут поддерживаться те, локализация производства которых проходит на территории Российской Федерации. АНО отслеживает разработки разного уровня — начиная от волонтерских. Ведется каталогизация этих предприятий, обеспечивает взаимодействие с системными заказчиками и прочее.
Директор по развитию гражданских проектов в области БАС концерна «Калашников» Владимир Владимирович Маркин коснулся в своём выступлении сразу нескольких актуальных тем:
— БАС надо развивать ради экономического эффекта. Сегодня мы получаем актуальную информацию в режиме реального времени. Компетенции концерна позволяют не только осуществлять банальный мониторинг — это уже вчерашний день. Сегодня мы предлагаем возможности, которые могут дать новое качество информации. Каким образом будет расти рынок и за счет чего — это дискуссионный вопрос.
В концерне собран достаточно сильный потенциал, который нацелен на то, чтобы работать на гражданский рынок. И это не новички, это компании, которые сегодня выпускают сотни изделий. Серия — это не красивое слово, это качество. Некое системное управление. Снижение накладных расходов. Гарантия, сервис и техническая поддержка. У концерна сегодня самая широкая линейка БПЛА. Это заслуга руководства, т.к. собрать все воедино сложно и непросто. Но только так можно выполнить стоящие перед нами задачи. Мы предлагаем сегодня не летательный аппарат. Мы предлагаем системные построения, включая связь, целевые нагрузки, обработку данных.
Самое главное — это не вложение средств, а управление спросом. Надо привлечь и консолидировать спрос, чтобы все, для кого оказываются эти услуги, увидели их целесообразность.
Директор по качеству АО «Кронштадт» Андрей Александрович Дорофеев рассказал о проблемах сертификации тяжелых БПЛА, с которыми приходится сталкиваться: «Нормы есть, процедуры нет. Вместе с Росавиацией создаем эту процедуру, надеемся, что к концу года появится и сама процедура».
Советник генерального директора ООО «Беспилотные авиационные системы» Александр Петрович Терентьев рассказал о том, что компания сталкивается с проблемой отсутствия кадров особенно для тяжелых БПЛА. По мнению докладчика, при подготовке кадров для отрасли следует учесть специфику: «Обучить квалифицированного агронома с хорошим техническим базисом управлять беспилотником намного легче, чем научить оператора дрона сельскому хозяйству. Базовые отрасли экономики должны основываться на людях, которые в этой сфере работе работали давно».
Заместитель генерального директора ООО НПЦ «Аэроскрипт» Андрей Юрьевич Яблоков привел пример эффективного использования беспилотной авиации в однои из африканских стран. В его основе лежит разработанная компанией цифровая платформа, которая обеспечивает БАС необходимыми сервисами.
И.о.ректора ИжГТУ Александр Викторович Губерт рассказал о подготовке специалистов в области БПЛА и других БАС, которая корнями уходит в 1960-е годы, когда на ижевских заводах начали осваивать производство ракет различного класса:
— Тогда началась подготовка специалистов в области ракетостроения, неразрушающего контроля, связи. С внедрением вычислительной техники стали готовить специалистов этого профиля. Позднее — по электронике и робототехнике. Сейчас из 44 наших направлений подготовки 25 так или иначе связаны с БАС. Мы хотели бы понимать: наши промышленные предприятия будут сосредотачиваться только на производстве существующих изделий? Стоят ли задачи модернизации существующих изделий, технологий их производства, автоматизация, производства? Для подготовки инженеров хотелось бы иметь кейс исследовательских задач от предприятий. Нужна возможность организации обучения студентов на реальных изделиях. В вузе сегодня нет элементов конструкций для обучения. Если нельзя организовать это на территории университета, можно предложить организовать это на производстве.
Юрий Владимирович Белявский — начальник научно-исследовательской части Московского технического университета связи и информатики рассказал о состоянии подготовки специалистов в этом вузе. Там действует небольшое производство БПЛА, есть собственный полигон в Московской области, действует полетная школа. Вуз готовит бакалавров и магистров профиля.
Вице-президент Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов АОПА Андрей Геннадьевич Шнырев предложил возродить авиамодельные кружки.
Генеральный директор Ассоциации эксплуатантов и разработчиков БАС «Аэронет» Глеб Геннадьевич Бабинцев подчеркнул: «БАС рождает огромное количество ценностей, потенциал велик. Сегодня отрасль работает на волне высокого интереса государства. Проблема невысокого роста рынка в ментальном конфликте. Например, при сертификации применяются нормы и правила пилотируемой авиации. Но самолет живет несколько лет. А БПЛА если не разобьется, морально устареет уже через 2-3 года».
Заместитель председателя комитета по экономической политике Совета Федерации Константин Константинович Долгов подвел итог дискуссии:
— Давайте вместе подумаем над государственными инициативами. Надо развивать государственно-частное партнерство — это перспективное направление. Надо продолжать практику общения здесь в Ижевске — очно или в режиме ВКС.