С какими уловками злоумышленников можно столкнуться в этом году – об этом в профилактических материалах Центробанка РФ.
Мошенники предлагают пересчитать пенсию из-за неучтенного стажа работы.
Злоумышленники звонят пожилым людям и представляются работниками Социального фонда России. Они сообщают, что размер текущей пенсии можно существенно увеличить, так как будто бы обнаружен неучтенный трудовой стаж. Тех, кто поверил аферистам, приглашают якобы на консультацию в Многофункциональный центр или отделение СФР для решения вопроса. По сценарию злоумышленников, для записи на прием человек должен предоставить данные паспорта, СНИЛС, ИНН и назвать код из СМС-сообщения. На деле перечисленные документы и числовой код из сообщения нужны мошенникам для получения доступа к учетной записи человека на портале Госуслуги. Заполучив доступ к ней, они могут беспрепятственно оформить на жертву кредиты или займы.
При поступлении такого телефонного звонка прервите разговор. Настоящие сотрудники государственных служб не звонят с подобными вопросами. По любым социальным вопросам нужно самостоятельно позвонить в единый контактный центр СФР по телефону 8-800-10-000-01.
Аферисты представляются сотрудниками Федеральной службы судебных приставов.
Они звонят своим потенциальным жертвам и сообщают о наличии исполнительного производства, настаивая при этом на немедленном погашении долга.
Схема новая, неизменным остается одно — попытка добраться до счетов граждан.
Сайт Федеральной службы судебных приставов - http://fssprus.ru.
Мошенники представляются работниками «Почты России» или каких-то других почтовых служб.
Во время такого звонка, если пользователь сразу не кладет трубку, аферист заявляет о том, что человеку якобы поступила посылка из-за рубежа, за которую требуется перечислить таможенный сбор. В этом случае многие граждане сообщают мошенникам, что они никакой посылки из-за рубежа не заказывали и не ждали. Тогда аферисты сообщают, что для отмены посылки и для того, чтобы не платить таможенный сбор, необходимо продиктовать код из SMS-сообщения, который придет на телефонный номер абонента.
Представители государственных органов, «Почты России» и других учреждений никогда не будут запрашивать логины, пароли, коды подтверждения из SMS-сообщений и другие идентификационные данные!
Мошенники звонят от имени сотрудников Федеральной налоговой службы.
Они сообщают человеку по телефону, что видят неучтенные при расчете налога доходы, и предлагают провести сверку по документу, который уже направили. Человек у себя документ не находит. Псевдо налоговик объясняет это рассинхронизацией с порталом Госуслуг и предлагает назвать код из SMS, чтобы исправить ситуацию. Далее с этой информацией мошенники получают доступ к личной странице Госуслуг и личным данным человека.
Обратите внимание на способ связи!
Для звонков мошенники часто используют мессенджеры. Настоящие представители ведомств и органов власти никогда не будут звонить через WhatsApp или Telegram.
Не сообщайте никому логины и пароли от личных кабинетов. Не говорите никому смс-коды Госуслуг и ответ на контрольный вопрос, который вы используете для восстановления доступа.
Внимательно следите за актуальностью номера, к которому привязан аккаунт. Используйте сложные пароли, периодически меняйте их. Если сервис позволяет, подключите двухфакторную аутентификацию. На Госуслугах в качестве второго фактора можно выбрать смс-код, одноразовый ТОТР-код и вход по биометрии.
Внимательно изучайте адрес страницы, на которой вводятся данные, чтобы не попасть на фишинговый ресурс. Единственно верный адрес Госуслуг — gosuslugi.ru.
Госуслуги надежно защищены, и злоумышленник может получить доступ к аккаунту только в том случае, если пользователь сам передаст всю необходимую для входа информацию.