Инклюзия — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей, имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.
Инклюзия — важное осознание в самом обществе, что мир разнообразен, и в нем есть место для самых разных людей, важная ступень в развитии общества, когда соблюдение прав человека и человеческие отношения являются нормой вне зависимости от особенностей.
Инклюзия — это про общество в целом, это не только оборудование общественных пространств. Она начинается с людей, которые в этих пространствах живут и работают. Как относиться к людям с инвалидностью или с ОВЗ — это только вопрос развития общества, большая внутренняя работа, которую урегулировать законами невозможно...
Тем не менее, законы, регулирующие вопросы инклюзии, в т.ч. инклюзивного образования, имеются и их реализацию можно проконтролировать.
На семинаре представители органов законодательной, исполнительной и муниципальной власти, родительской общественности, экспертного и педагогического сообщества обсуждали вопросы социальной инклюзии детей с ОВЗ и инвалидностью в полноценную жизнь в обществе.
Опыт работы в этом направлении детских садов и школ республики был представлен директором Столичного лицея им. Е.Кунгурцева Еленой Александровной Пухаревой и директором Усть-Сарапульской ООШ Сарапульского района Инной Вячеславовной Керимовой, психологом детского сада № 11 им. Героя России Ильфата Закирова Ириной Геннадьевной Ворончихиной.
Свои мысли высказали и родители, чьи дети обучаются в школах, и на собственных примерах продемонстрировали, как взаимодействие педагогического сообщества с родителями позволяет добиться высоких результатов в образовании, воспитании, а главное, социализации детей с разными нозологиями.
Интересный опыт волонтерской деятельности был представлен студентом 3 курса Факультета информационных технологий Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова Динар Коковихин. ИжГТУ имени М. Т. Калашникова — один из немногих российских вузов, где создан Центр инклюзивного обучения и первый вуз в Удмуртии, где организована подготовка по программе бакалавриата, направление 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», для студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья по слуху.
Участники семинара имели возможность напрямую задать волнующие вопросы заместителю председателя Правительства УР Ольге Владимировне Лубниной, первому заместителю министра образования и науки УР Ирине Геннадьевне Крохиной.
В семинаре участвовали депутаты Государственного Совета УР Елена Анатольевна Дербилова , Любовь Евлампиевна Зайцева, заместитель Главы Ижевска по социальным вопросам Наталья Геннадиевна Гвоздкова.
Самым эмоциональным и интерактивным моментом семинара стал урок «Будем знакомы!», который провели для нас руководитель инклюзивного театра «Птица» Владимир Юрьевич Князев и руководитель сообщества женщин, воспитывающих детей с инвалидностью «Про Неё Ижевск», куратор образовательного проекта «Будем знакомы» Наталья Александровна Столярова.
Во время урока организаторы наглядно продемонстрировали приемы, используемые в работе с детьми разного возраста, провели методический разбор всех форм работы, предоставили участникам семинара примерить на себя роль учащихся, оказавшихся на уроке Доброты. Поделились собственным инструментарием и высказали желание сотрудничать и взаимодействовать со всеми желающими детскими садами и школами.
Отдельно хочется отметить творческий номер ребят с нарушениями слуха, которые обучаются в школе-интернат № 15 для детей с ОВЗ. Жестовое пение растопило сердца участников с самого начала начала мероприятия. Спасибо директору Сираеву Наилу Рафиковичу и всем педагогам этого уникального учреждения, которые раскрывают таланты в особенно ранимых и нуждающихся в поддержке детях.
По ходу семинара прозвучали вопросы, связанные с тарификацией специалистов, работающих по узким направлениям с детьми с ОВЗ, с обеспечением специализированными учебниками и о возможности получения образования детьми с ОВЗ по приобретению не одной, а двух профессий за счет бюджетных средств.