14 апреля на базе ИжГТУ имени М.Т. Калашникова в конференц-зале Историко-патриотического центра университета состоялся круглый стол «Развитие профессионального самоопределения и становления будущих инженеров», организованный АО «ИЭМЗ «Купол» совместно с техническим университетом.
Участниками встречи стали представители предприятия-организатора, техникумов, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования Ижевска, руководители и сотрудники университета. Как отметил заместитель генерального директора по общим вопросам и персоналу АО «ИЭМЗ «Купол» Игорь Васильевич Краснов, за круглым столом собрались «коллеги, большей частью связанные разными формами сотрудничества и совместными проектами».
Гостей университета приветствовал и.о. ректора Александр Викторович Губерт, который подчеркнул важность заявленной темы для всех участников, непрерывность профессионального образования в современных условиях и необходимость «разговаривать, чтобы находить пути взаимодействия в кругу — школа, техникум вузы- предприятия». Он также отметил, что взаимодействие с «Куполом» и другими предприятиями, проекты вуза в области профориентации, опыт проведения Олимпиады «Звезда», показывают, что в профессиональном самоопределении и становлении будущих инженеров все более мотивирующую и эффективную роль играет не просто усвоение знаний — физики или математики, а участие молодежи в реальных проектах предприятий, техническое творчество, решение практических задач, — что и формирует навыки и развивает интерес к этой деятельности.
Первый доклад И.В. Краснова был посвящен краткой презентации АО «ИЭМЗ «Купол», одного из лидеров промышленных предприятий республики, как в области военной, так и в широком диапазоне гражданской продукции — от материалов для микросхем сотовых телефонов до изделий для атомной промышленности, нефтяной, строительства, медицины и т.д.
Ведущие позиции предприятие занимает и в области социальных инициатив: в 2016 году на базе ижевских школ ЭМЛи № 29 и СОШ № 80 были впервые созданы «Купол-классы», а сегодня профориентационный проект «Образовательная среда «Купол», который предприятие реализует с Администрацией Ижевска, не только объединяет семь школ и ведущие центры дополнительного образования, но и подразумевает систему стипендий начиная с базы техникума, вовлечение ребят начиная со школы и студентов техникумов и вуза в технические и досуговые мероприятия завода и активную работу Совета молодежи на самом предприятии, обучающие смены, стажировки, юноармейский отряд, конкурсы профмастерства и многое другое.
Успехи большого проекта налицо: например, «Форум научно-технического творчества школьников», организуемый «Куполом», в этом году прошел в 43-й раз и собрал 800 участников, команда «Купола»- обладатель Гран-при всероссийского фестиваля «На высоте!» и т.д. Однако, Игорь Васильевич говорил не только об успехах, но и призвал коллег вместе задуматься и обсудить о проблемах профориентации как процесса, объединяющего не только образовательную среду, но и все общество: проблеме престижа профессии инженера и рабочих профессий, который практически исчез за последние 30 лет, современной системы образования, в которой сегодня необходима составляющая приобретения практических производственных и софт-компетенций, отток наиболее способной и энергичной части молодежи из республики в столичные города и т. д.
Докладчик также отметил, что внимание к проблеме профессионального самоопределения будущих инженеров вызвано не только адаптацией реального производства к конкретным социально-экономическим условиям, «кроме насущных требований сегодняшнего дня мы должны с вами говорить о будущем. Вспомните: старый ижевский цирк начали строить в 1942 году, в разгар войны... Мораль — мы должны думать о будущем, которое волнует и вас, и нас, и родителей, и общество в целом: инженерная мысль, умелые руки, инженеры, технологи рабочие потребуются, и это — наша совместная работа... Мы можем быть друг другу полезными реальные люди, которые заняты подготовкой нашего будущего, наших детей, и я рассчитываю на разговор „без галстуков“, полезный обмен опытом, мнениями и предложениями...»
О взаимодействии вуза с общеобразовательными учреждениями по подготовке учащихся инженерных классов рассказала коллегам начальник Центра довузовского образования ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Светлана Васильевна Галеева. В 2018 году в рамках четырехстороннего договора школы № 80, ТРИТ, ИжГТУ и «Купол» был создан 10-й Купол-класс с профильными дисциплинами — инженерная графика, радиоконструирование, углубленное изучение физики и четвертый предмет менялся (Инернет-вещей, программирование, беспилотники).
Затем появились предпрофильные 5-е классы, образовательные программы для них программированию, разработанные учеными ИжГТУ, серьезное обучение спортивному программированию, профильные смены в детском лагере «Заря», 2-недельная практика на «Куполе» для выпускников инженерных классов, участие в олимпиадах, запуск проекта с другими школами в 5-6 классе, подготовка группы школьников по специальности «оператор беспилотных летательных систем». Светлана Васильевна подчеркнула, что программы- сложные, но проект интересный, выпускники профильных классов, ставшие студентами ИжГТУ отмечают его результаты и ИжГТУ готов и к сотрудничеству с любой школой.
Опытом профориентационной работы техникума поделилась с коллегами директор АПОУ УР «ТРИТ имени А.В. Воскресенского» Екатерина Анатольевна Кривоногова, которая так сформулировала ее главную цель: «профориентация есть не что иное, как создание условий для осознанного выбора профессии». Осознанность выбора, в том числе и поддержка его родителями, как отметила Екатерина Анатольевна, связана с наличием целого ряда факторов —информированности родителей и детей о востребованности профессий, где ее можно получить, готовности школ к взаимодействию, вовлеченности школьников и учащихся техникума в молодежную политику и жизнь завода, общение с его представителями, их успешные мероприятия (конкурс «Мой профессиональный выбор») и т. д.
Руководитель АОУ УР «Региональный образовательный центр одаренных детей» Римма Римовна Бякова, представляя опыт работы центра, в частности, подчеркнула: «Мы все живем в промышленно развитом регионе, где архиважно создать модель профессионального самоопределения именно технической направленности и дополнительное образование — эффективный инструмент. Это „бесшовная траектория профобразования“, поскольку оно — везде — от детского сада до вуза».
Сегодня «ЦентрТАУ» — это пять подразделений, более 300 сотрудников, это «Кванториум» и на данный момент превалирующее количество программ как раз — технического направления, где особое внимание уделяется проектной деятельности, ориентации на «продуктовость», взаимодействие с ведущими предприятиями и организациями («Купол», РЖД) и «выход» за пределы городских или республиканских рамок на федеральный уровень.
Римма Римовна говорила также о кадровой проблеме и оттоке талантливой молодежи из республики (55% выпускников центра выбирают в дальнейшем столичные вузы и мало кто из них возвращается). «Возможно, — считает она, — на ситуацию повлияет системность работы, например, будет способствовать статус АНО ДПО „Центр опережающей профессиональной подготовки Удмуртской Республики“, который становится основным оператором по направлению профориентации», а также обратила внимание на возможность и необходимость вовлекать в профориентационные проекты сельских ребят.
Представитель «первопроходцев» проекта «КУПОЛ-классов», директор ЭМли № 29 школы-партнера «Сириуса», Владимир Петрович Аркашев рассказал на круглом столе об организации учебного процесса в формате «Школа-Вуз-Предприятие», достижениях учащихся (призеры Национальной технологической Олимпиады — 1 и 2 место!): «я против того, чтобы учить плохо, чтобы не уезжали дети! А мы умеем хорошо учить!».
Докладчик также говорил об эффективных принципах сотрудничества с партнерами — объединении усилий и сетевом взаимодействии. В качестве успешного примера он отметил взаимодействие с ИжГТУ на уровне кафедр и молодых ученых, — живое общение со специалистами и сотрудниками, сотрудничество в области спортивного программирования со школой В. Г. Тарасова и Центром подготовки программистов олимпийского резерва. В позапрошлом году 41 из 78 выпускников поступили в высшую школу технического направления,
Директор «СОШ № 20» Александр Сергеевич Кудрявцев рассказал коллегам о профориентационной работе на примере микрорайонной школы, где сетевое взаимодействие — с образовательными организациями и школами («Кванториум», Дворец детского-юношеского творчества, профильная смена РЖД, инженерно-технологические классы, «Калашников- технофест» в ИжГТУ, успешный «Фестиваль профессий», куда школа приглашает 15 организаций СПО) не только позволяют выйти на «большой» уровень (Межрегиональная выставка детского технического творчества, 300 детей, 140 проектов с техно-арта до высоких технологий, работы школьников даже из Амурская области ), но и вовлечь в процесс школьников из Кеза и Агрыза, Сарапула и Глазова, Кирова, сельские и небольшие городские школы. Ребята и родители таких школ рассматривают место приложения своих будущих усилий именно город Ижевск. Сегодня «СОШ № 20»- обладатель диплома победителя республиканского конкурса общеобразовательных организаций на лучшие показатели поступления выпускников в организации высшего образования на территории Удмуртской Республики.
Подводя итоги круглого стола, И.В. Краснов обратился к коллегам «... мы сознательно не стали готовить резолюцию здесь и сейчас, я надеюсь на активную обратную связь и продолжение разговора...». Действительно, в обсуждении докладов прозвучал еще целый список актуальных тем, требующих продолжения разговора и обмена мнениями. Так, например, отдельного разговора требуют общие принципы коллаборации всех вовлеченных в процесс, даже без федеральных проектов и бюджета, без потребительской позиции (например, только с условием финансирования).
Высказаны был и ряд конкретных предложений различных форматов работы — от наглядной агитации предприятий и образовательных учреждений в школах, о встречах специалистов (работников) завода с учениками и родителями школы, наставниках, взаимодействии молодежи в досуговых мероприятиях и т. д.
Все участники круглого стола отметили одну из очень серьезных и нерешенных в течение многих лет общих проблем — преподавание в школах физики и математики; в школах республики учителей этих предметов не хватает давно.
Одно из возможных решений проблемы, которое предложила С.В. Галеева, — обратиться вместе в соответствующее ведомство и добиваться возможности целевой подготовки учителей в ИжГТУ, где есть кафедра профпедагогики, но без статуса выпускающей: «... у нас технический вуз, часть выпускников, как правило, не идут работать по специальности. Они могут пройти переобучение и переподготовку на этой кафедре. Это будут великолепные физики в школе: не просто физики, а настоящие „технари“, которые смогут с ребятами создавать уникальные проекты...».
В завершение встречи, прозвучало и еще одно предложение коллегам от ИжГТУ: «приходить в гости на улицу Студенческую». Директор Центра развития карьеры ИжГТУ Дмитрий Сергеевич Плешаков заметил, что просто посещение школ представителями вуза накануне приемной кампании и приглашение абитуриентов — формат традиционный и в целом, неэффективный, но «в этом году мы сделали программу посещения ИжГТУ для школьников Сарапула и Сарапульского района, привезли желающих на целый день к нам, гости разошлись по кафедрам, с ними провели химические опыты, они знакомились с радиоэлектронной аппаратурой, — и к всеобщему удовольствию все получилось, мы почувствовали » отдачу«. Если директорам школ интересно — мы готовы это организовывать. А также, если «Купол» готов нас поддержать, мы предлагаем и готовы выходить на предприятие, рассказывать вашим работникам — родителям о вузе. Родители — это проводники на своих детей, давайте будем искать среди них наших единомышленников! Как сказал сегодня кто-то из коллег: надо встречаться с мамами!"
Добавим, что, возможно, регулярное проведение таких круглых столов было бы полезно не только для общей благородной и большой цели — содействия профессиональному самоопределению молодого поколения, а значит его реализации и благополучию в жизни (как говорил В. Г. Белинский: «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него и значит сделаться самим собой»), но и для решения вполне практических насущных задач ее приближающих. Это разговор с коллегами, личное знакомство, обмен контактами, информацией, опытом и новыми идеями, координация действий всех задействованных в образовательной среде, и, наконец, — взаимовыгодное объединение ресурсов и усилий.