Сегодня для отечественного обывателя незнакомая аббревиатура «УМТЭТ» пока еще звучит загадочно, и даже в ИжГТУ не всякий скажет, что это — «унифицированная машина технологического электротранспорта». Однако, для почти сотни участников создания этой машины, «УМТЭТ» звучит не только привычно, но и означает, наверное, больше, чем «первый отечественный, специализированный электромобиль для сферы ЖКХ». Это еще и — и годы собственной упорной и сложной работы, поиска непростых решений, взаимодействия с самыми разными людьми и организациями, время большого нового опыта.
Все началось три года назад, когда Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова и ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» стали победителями конкурса среди российских компаний и вузов на право получения субсидии для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства в рамках постановления правительства Российской Федерации № 218. Проект воплощался в жизнь в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы РФ «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы».
С Сарапульским электрогенераторным заводом (СЭГЗ) технический университет имеет давние деловые отношения, и выбор предприятием своего основного партнера по проекту был логичным. СЭГЗ серийно выпускает электротележки и электрокары и является одним из лидеров-производителей напольного грузового электротранспорта на российском рынке. Однако, эти конструкции были разработаны еще в прошлом веке, а многие комплектующие для них закупаются за рубежом. Инициатива участия в конкурсе принадлежала ученым ИжГТУ, где есть специалисты в области исследований и проектирования гибридного привода в автомобилестроении и где разработали для СЭГЗ концепцию электротранспорта нового поколения.
Автором заявки на конкурс стал руководитель центра стратегических инициатив ИжГТУ Михаил Андреевич Плетнев, а консультантом по техническим вопросам в области автомобилестроения — д. техн. наук, профессор Филькин Николай Михайлович. Основным исполнителем — коллектив кафедры ИжГТУ «Автомобили и металлообрабатывающее оборудование» института «Современные технологии машиностроения, автомобилестроения и металлургии».
В течение трех лет университету и заводу предстояло создать грузовой электротранспорт нового поколения: федеральный бюджет выделил для этой цели 91 миллион рублей (на три года) при таком же софинансировании проекта Сарапульским электрогенераторным заводом.
Рассказывает руководитель проекта от ИжГТУ, профессор, доктор технических наук Юрий Олегович Михайлов:
-Это означает, что предприятие из собственных средств финансировало обычный НИР-овский договор с вузом. Вуз получал деньги завода, а завод, выполняя с нами план-график, при отчете получал возмещение этих средств, в виде субсидий за каждый этап договора. Всего за три года было 6 таких этапов, по которым мы отчитывались перед заводом, завод- перед Министерством. Если цель предприятия — создание нового производства, то ему такой конкурсный проект вполне выгоден: завод вкладывается в свою модернизацию только 50 % процентами собственных средств.
При этом действует система мониторинга Министерства образования качества работ, которую выполняют лицензированные организации. При невыполнении план-графика, или, если монитор считает что-то сделанным неправильно, исполнителям выставляют замечания и возможность что-то исправить. Судьба нашего проекта была непростой: например, в силу кадровых перестановок в вузе, у проекта в первый год менялись руководители, и у нас на четвертом этапе проекта был прецедент с замечаниями от монитора. Пункт план- графика, выполненный нашим контрагентом — институтом Механики УрО РАН (участие академической науки в этом качестве — по условиям конкурса обязательно) не был подтвержден, и вуз возвращал предприятию-партнеру выплаченные средства.
От завода вел проект заместитель главного директора по развитию Александр Александрович Заварзин, колоссальную роль в успешном завершении проекта сыграла к. э. наук, доцент Беркутова Татьяна Алексеевна, представитель нашего сарапульского филиала и представитель завода в контактах с монитором. С благодарностью ко всем коллегам скажу, что вместе мы смогли справиться с трудностями и решить целый ряд сложных проблем.
Более того, в течение второго года работы, мы с партнерами стали лучше понимать друг друга и, например, вместе пришли к взвешенному решению, которое не определяла исходная заявка. Изначально предполагалось, что все работы по проекту — патентные исследования, создание и испытание опытного образца, вся необходимая конструкторская документация, позволяющая запускать серийное производство продукта, выполняются только силами сотрудников ИжГТУ, но в последний год мы собрали команду специалистов на предприятии, которые работали с нами, были у нас оформлены и получали у нас в вузе зарплату.
А всего в проекте за эти годы работало более ста человек: пять больших рабочих групп — арт-дизайна, группа прибористов, которая делала систему управление, административная группа и т. д. Результаты проекта предполагали и такие показатели, как определенное количество научных статей в журналах, входящих в базы данных Web of Science и получение патентов, — всего коллектив разработчиков получил восемь патентов на изобретения, в том числе, международные.
Все это время к нам было очень пристальное внимание, я бы сказал, — профессионально пристрастное внимание нашего монитора. Так было в течение всех трех лет и до процедуры заключительных испытаний, на которых присутствовал представитель монитора. По всем 51 пунктам этих испытаний, таким, как скорость, подъем в гору, торможение, как машина идет с грузом, как с грузом поднимается в гору, все габариты, которые мы продекларировали в технических требованиях, — по каждому пункту осуществлялся личный контроль и по каждому был составлен отчет. Вплоть до того, что у нас на грузовичке была дополнительно предложена «мигалка», которую пришлось убрать, чтобы выдержать указанные размеры габаритов.
Одна деталь. По процедуре монитор проекта кроме рецензии своих экспертов, обязан запрашивать рецензии на проект от внешних, внештатных экспертов. И мы видели эти рецензии, которые я процитирую: «...проект выполнен великолепно, считаю, что его нужно без замечаний внедрять» или другой такой же положительный отзыв с одним-единственным замечанием... Рецензии были прекрасные, и мы понимали, что делаем нужное дело и качественно его делаем.
В целом результат нашего проекта — это три модели унифицированной машины технологического электротранспорта, грузовой электротранспорт нового поколения с широким спектром применения: в производственных помещениях, жилищно-коммунальном хозяйстве, на аэродромах, в перевозках на крупных судах, в туристических зонах. Электротележка сконструирована на базе унифицированного шасси, поэтому на нее могут быть установлены отвал для уборки снега, щетка для подметания, поливочная система и другие навесные агрегаты. По условиям конкурса в этом году должно быть выпущена серия таких машин, затем продано — не менее 100 экземпляров, и в течение трех лет это производство будет также мониториться и проверяться. Мы добились заявленного результата, реализовали достаточно оригинальные и востребованные рынком инженерные решения, и к нашим опытным образцам уже проявили интерес представители КАМАЗа и «Росатома», — так что надеемся, что продолжение этих работ будет.
Хочется выразить огромную благодарность руководителям рабочих групп проекта — старшему преподавателю кафедры «Электротехника» Морозову Александру Вадимовичу, заведующему кафедрой «Автомобили и металлообрабатывающее оборудование» Музафарову Раису Салиховичу, д. техн. наук, профессору кафедры «Автомобили и металлообрабатывающее оборудование» Филькину Николаю Михайловичу, директору ООО «ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР »-ДИЗАЙН" Громовому Сергею Владимировичу, и от имени всех коллег — признательность за доверие и поддержку генеральному директору АО «СЭГЗ» Мусинову Сергею Васильевичу, а также — руководству вуза д.т.н., профессору Щенятскому Алексею Валерьевичу и ректору ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, д.э.н., профессору Грахову Валерию Павловичу.
Д.т.н., профессор, в период второй стадии реализации проекта — проректор по научной и инновационной деятельности ИжГТУ, Щенятский Алексей Валерьевич:
— В создании этого нового российского электротранспорта вместе с сарапульскими инженерами и конструкторами участвовали десятки молодых ученых, магистрантов и студентов ИжГТУ, ими был проделан большой объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. И это — важный положительный опыт для каждого участника проекта, каждый из них поработал с реальной заводской конструкторской документацией, с которой в вузе они не сталкиваются, это — возможность научиться взаимодействию с коллегами, это некоторые специальные области электротехники, машиностроения и по системам управления, которые им пришлось осваивать, наконец, работа при постоянном внешнем мониторинге, — все это уникальный профессиональный опыт. И, конечно, у проекта есть продолжение, — там возможна модернизация двигателя, есть предложение сделать на этой основе электрокары, — как экологически чистый транспорт, это могут быть, микроавтобусы для туристических зон, например, для Крыма и т. д.