«Приборостроение в XXI веке. Интеграция науки, образования и производства»: начало

С 23 по 25 ноября в ИжГТУ продолжалась работа традиционной XVIII Всероссийской научно-техническая конференции «Приборостроение в XXI веке. Интеграция науки, образования и производства».

23 ноября открыл конференцию Альберт Винерович Абилов, декан Приборостроительного факультета, который поприветствовал участников (студентов, аспирантов, ученых и специалистов профильных предприятий и организаций), после чего передал слово Председателю организационного комитета и. о. ректора ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Александру Викторовичу Губерту:

— Уважаемые студенты, участники конференции, представители предприятий, организаций, для которых слово «приборостроение» является сферой деятельности!

Данная конференция для нашего университета важна, поскольку лично я считаю, что в настоящее время приборостроение и информационные технологии — уже настолько «перемешанные» между собой сферы, что четкого разделения просто нет. Все связано.

С 2024 года у нас появляется новая специальность — «микроэлектроника». Задачи, которые стоят и перед промышленностью России, и перед учебными заведениями очень важные. Нам надо количественно и самое главное — качественно поменять подготовку специалистов в этой очень важной сфере деятельности. Мы понимаем, что здесь связано все: производство приборов, технология сбора данных, передача данных, контроль данных. Гигантский пласт работы, и я надеюсь, что сегодняшние доклады прольют свет на отдельные темы, какие-то новые разработки. Наверное, помогут студентам более качественно относиться к своему учебному процессу, а наши студенты придут более подготовленными в сферу производства.

Всем желаю хорошего настроения, продуктивной работы, обмена мнениями и всего самого-самого хорошего.

После этого докладчики выступили с пленарными докладами.

Михаил Александрович Фоминов, первый заместитель министра Министерства цифрового развития УР, представил доклад «Развитие ИТ-сферы в Удмуртской Республике, кадровая политика». В своем выступлении он, в частности, сказал:

— У нас есть, где работать, где учиться. В республике 840 IT-компаний на 1,5 млн. жителей. За 2022 год количество сотрудников IT-компаний выросло на 37% и сейчас составляет 12,5 тысяч. Этим количеством мы делаем 6% ВВП в УР.

Отрасли необходимы высокоинтеллектуальные люди. В 55 школах УР (не только в Ижевске, но и в районах республики) организовано углубленное изучение информатики и математики. Сейчас этим охвачено около 3700 ребят с 7 по 11 класс. Есть два опорных профтехучилища, где открыли специальности «программирование», «тестирование», «информационная безопасность». Важным этапом было открытие двух базовых кафедр в вузах УР, которые готовят ребят по IT-технологиям. Очень важно было сохранить вектор от начального образования в школе до трудоустройства.

Максимально важным направлением работы считаем профориентацию, потому что даже с хорошим образованием люди не знают, где в республике работать. Важно информировать рынок труда о компаниях. Один из проектов — «IT-ночь карьеры» — там активные IT-компании рассказывают о себе и проводят пробное собеседование... Надо не только знать компании, но и знать то, что нужно от кандидата.

Летом мы проводим IT-лагерь, куда приглашаем федеральных и местных спикеров. Совмещаем образовательную часть и «тусовку», подобные вещи делаем и для школьников.

По завершении доклада председательствующий на заседании А.В. Абилов задал министру вопрос: «Чего не хватает нашим выпускникам?»

Ответ М.А.Фоминова был вполне конкретным:

— Скажу честно, без обид. Еще год назад ситуация на рынке IT-услуг была достаточно комфортной: всем было место, были клиенты. Сейчас бизнес в плане клиентов несколько «схлапывается», и поэтому IT-компании начали экономить на доучивании сотрудников. Подготовка выпускника вуза до нужного уровня — достаточно долгий и трудоемкий процесс. Но раньше у компаний были сверхдоходы и время этим заниматься (хотя бы около года, сейчас они образовательные программы прикрывают.

Выпускникам вуза не хватает практики (хотя знания, может быть, есть). Не знаю, чья это вина, никого не обвиняю. Получение практических навыков должно быть организовано системно на уровне вуза.

Следующий докладчик — Сергей Михайлович Молин, руководитель физико-технического института УФИЦ УрОРАН. Тема доклада «Роль и актуальные задачи приборостроения в процессах валидации цифровых моделей при создании цифровых двойников сложных технических систем». Выступающий сделал акцент на том, что «для тех, кто выбрал приборостроительное направление в виде построения своей карьеры, надо признать, что любой, самый совершенный мозг выдаст неверный результат, если ему на вход дадут неверные данные. Приборостроители являются ключевым элементом системы, они должны обеспечить исключительно достоверными добротными данными, которые будут получены приборами.

Процесс создания цифровых моделей предшествует процессу создания цифрового двойника любого изделия. Вопрос о достоверности информации, используемой при построении цифровых моделей, интересует многих. От приборостроителей ждут участия в создании инженерно-технической инфраструктуры для создания цифровых двойников».

Далее С.М. Молин рассказал о требованиях к аппаратуре, с помощью которой можно получать достоверные данные для виртуальных моделей. Выводы: измерительная аппаратура с необходимым набором параметров на рынке отсутствует. В добавок к этому — сейчас мы отрезаны от высококачественной элементной базы. От приборостроителей требуется изобретательность и настойчивость для решения этой задачи.

По завершении доклада А.В. Абилов задал довольно коварный вопрос: Какое наиболее сложное устройство уже сейчас можно сделать с использованием цифрового двойника?

Ответ был таким: Есть цифровые двойники достаточно сложных систем, но, как говорят многие ведущие специалисты: я им не верю. Уровень доверия к цифровым двойникам — ключевой вопрос. И сегодня этот уровень совершенно недостаточен.

Следующий докладчик — начальник КБ отдела космического приборостроения Ижевского радиозавода Антон Александрович Кожин. Он рассказал, как проходит адаптация студентов и молодых специалистов на предприятии. Цель работодателя — найти опытного квалифицированного сотрудника. Для этого на ИРЗ сформирована целая система: в период практики идет анализ сильных и слабых сторон кандидата. Проводится знакомство с предприятием, организовываются экскурсии и занятия. Студентам предоставляется возможность пробовать свои силы в различных применениях (программирование, схемотехника и пр.), поработать с разными приборами.

Затем происходит трудоустройство в отдел. Каждый студент получает возможность почувствовать себя частью команды. Средний возраст в коллективе — 38 лет. На базе отдела проводятся дополнительные занятия, курсы по повышению квалификации. Вторичная адаптация — перевод в другое подразделение (это повышение, зарплата там выше). Полный перевод происходит после месяца стажировки в новом отделе.

Альберт Винерович задал вопрос докладчику, на который сам же и ответил: Что не хватает нашим студентам? Теория есть, практики маловато. Одно из возможных решений — распределенная практика (не только концентрировано летом). Возможно, мы это сделаем. Думаю, это будет эффективно, если раз-два в неделю студенты будут проводить на предприятии.

Заключительный доклад представил Алексей Михайлович Сысоев, руководитель отдела внедрения Группы компаний «Беспилотные системы». Он рассказал о своем предприятии и его продукции:

— Компания — один из лидеров по производству БПЛА различных типов. Выполняем полный цикл работ от производства до обслуживания и технической поддержки. Имеется свой учебный центр — готовим специалистов по применению летательных аппаратов с различными полезными нагрузками, различными измерительными приборами.

У нас собственное производственное и конструкторское бюро. Выпускаемые аппараты преимущественно самолетного типа, применяются в разных сферах. Ведется постоянная разработка новых аппаратов с улучшением характеристик. Сейчас остро стоит задача разработать коптеры взамен китайских, которые ушли с рынка. Отдельная тема, которой занимается специальный отдел — полезная нагрузка. Активно работаем и внедряем нейронные сети. Изготавливаем не только летательные аппараты, но и специальное оборудование, например, разработали автоматическую станцию взлета-посадки.

Активно привлекаем студентов. Много студентов приходят на практику, перед ними ставится экспериментальная задача, которую надо решить с опытными сотрудниками компании.

А.В. Абилов подчеркнул: «... компания „Беспилотные системы“ — наш относительно новый партнер. Несколько лет назад они сами пришли просить студентов. Студенты откликнулись и сейчас работают в компании. Тема БПЛА очень актуальна, наше сотрудничество очень важно. А вопрос я задам такой: Какова в будущем роль искусственного интеллекта в беспилотной авиации?».

Докладчик поделился своим прогнозом: искусственный интеллект должен помогать управлять дроном и принимать решения при потере связи.

На этом пленарная сессия конференции была завершена. А.В. Абилов познакомил всех с графиком работы конференции на следующие дни и проинформировал, что все статьи (они уже прошли рецензирование) планируется опубликовать в электронном виде с последующим включением в базу РИНЦ.

В рамках заседания все докладчики получили Благодарственные грамоты, а Сергей Викторович Леньков, Андрей Васильевич Пряхин и Елена Галавтеевна Булатова — памятные знаки «70 лет ИМИ-ИжГТУ».

Дата: 28.11.2022
Полезная информация