Пленарное заседание II Всероссийской онлайн-конференции «Цифровизация инженерного образования»

Во вторник, 11 апреля, в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова начала работу II Всероссийская онлайн-конференция «Цифровизация инженерного образования», организатором которой выступил Институт образовательных технологий университета (директор — канд.техн. наук М.А. Тарасова).

Тенденции развития и проблемы инженерного образования обсуждаются на многих мировых форумах, и цифровизация — одна из наиболее актуальных тем развития высшего технического образования. Онлайн-конференция в ИжГТУ — это дискуссионная площадка, где продолжается обсуждение этой проблемы, поднятой уже на первой конференции, состоявшейся весной 2021 года. Тогда участники конференции — представители технических вузов, научных, образовательных учреждений и бизнеса обсуждали глобальную перезагрузку цифрового образования.

Какие вызовы сегодня стоят перед университетами, как по-новому может вуз взглянуть на свои взаимоотношения с обучающимися, бизнесом, партнерами? Одним словом, конференцией обозначена достаточно обширная проблематика, связанная с новыми интерактивными образовательными технологиями, развитием у будущих инженеров академических и прикладных компетенций, внедрением новых сред обучения.

«Цифровизация уже стала неотъемлемой частью образовательного процесса,- сказал в обращении к участникам онлайн-конференции и.о. ректора А.В. Губерт. — Причем, мы пока говорим не о трансформации как таковой, а об автоматизации отдельных аспектов деятельности в образовании. Это технологии, которые используются в управлении образовательных процессов, современные технологии при проведении различных лекционных и лабораторных занятий и т. д.

Но трансформация представляет что-то большее. Сегодня у нас много спикеров, с которыми мы обсудим все аспекты цифровизации, которые применяются в образовании. Это касается и индивидуальных образовательных траекторий, и программного обеспечения, и взаимодействия между образовательными организациями и другими участниками нашей деятельности — партнерами, работодателями, предприятиями и организациями, куда пойдут наши выпускники. У нас большое желание в течение этих трех дней обсудить все проблемы. И поделившись своим опытом, узнать что-то новое, принять какие-то решения, понять, как вместе достичь лучших результатов».

Первый заместитель министра цифрового развития Удмуртской Республики М.А. Фоминов начал свое выступление, отметив, что 67 % выпускников вузов остаются в Удмуртии. «Но надо сказать, что сама по себе цифра не является результатом знаний, это лишь вспомогательный инструмент...», — обратил внимание Михаил Александрович. — «При этом „культуры цифр“, статистики очень не хватает IT-компаниям. А им важно представлять тех людей, которые потенциально могли бы к ним трудоустроиться: как выпускник учился в школе, техникуме, вузе —этой информации пока нет». Вопросы прозвучали серьезные, в том числе, в разговоре была затронута и роль преподавателя высшей школы: «Чего сегодня не хватает нам, так это тех людей, которые могут нескучно, интересно дать материал для наших студентов — и сейчас я даже не говорю о цифре...».

Важным направлением в цифровом образовании является партнерство, коллоборация университетов по совместному развитию и созданию образовательных продуктов, цифровых сервисов. О возможных форматах взаимодействия вузов с ВШЭ рассказала директор центра университетского партнерства НИУ ВШЭ (Москва) А.В. Гармонова.

Выступающая сделала акцент на программе стажировок, отметив, что «...стажировка — это не просто повышение квалификации, это „продуктовая история“, когда вы, исходя из стратегии своего университета, понимаете, что вам где-то надо „подкрутить“, подтянуть компетенции. Например, преподавателю с недостроенными цифровыми компетенциями в Центре университетского партнерства НИУ ВШЭ помогут: проанализируют, подберут экспертов и предложат цифровые варианты. И через две недели стажеры уже защищают свой продукт». Спикер также остановилась на проектном обучении инженеров. Формат обучения разный: очный, смешанный, индивидуальный, групповой. В заключение, А.В. Германова пригласила коллег поучаствовать в различных программах и форматах Центра: «Вы можете приехать к нам и посмотреть, как все это происходит, а также посетить знаменитую электронную библиотеку, которая у нас в топе»....

С большим интересом слушали и следующего спикера — многолетнего эксперта в области цифрового образования и информационных технологий, руководителя департамента консалтинга ООО «Тандем информационные системы» (Москва) А.С. Молчанова.

«На самом деле нет единого определения, что назвать трансформацией, почему именно данный виток цифровизации нужно считать таковой, — начал свое выступление эксперт. — Чтобы ответить на основной вопрос — „зачем нужна цифра университету?“, давайте посмотрим на изменившиеся глобальные тренды, прежде всего, отметим геополитические, миграционные тренды последних лет, импортозамещение, настолько масштабное, что есть ожидания очень быстрой индустриализации. Не изменился и тренд цифровизации роботизации — появляются все новые автоматизированные производства. Безусловно, сохраняется тренд на онлайн-обучение.

Сегодня нам очень важно в производстве удерживать специалистов. Но для этого нужно с ними работать на протяжении всей жизни. Вот эти тренды, наверное, ключевые, глобальные.

... Я проехал много университетов, занимался консалтингом, помогал развивать взаимоотношения вузов и бизнеса в рамках приоритетной школы. Пример задачи. Требуется быстрая подготовка кадров под новый индустриальный проект. Что это такое? Речь идет о территории опережающего развития, когда одновременно строится несколько заводов, жилье и „социалка“ — и все это одновременно должно „дышать“. И эти кадры нужно подготовить. А еще морально подготовить к миграции. И сплоченную команду подвести под индивидуальный проект так, чтобы она включалась в работу с первого своего дня. Раньше университет такие задачи перед собой не ставил.... И никто кроме университета и системы СПО не сможет эту задачу решить.

Наверное, ключевым вызовом для университетов будет переход из классической, фундаментальной науки — к работающей, производственной цепочке. Что я имею в виду? Вы придумали какую- то технологию и должны постараться, чтобы технологическая цепочка попала на конкретное предприятие. Вот тот университет, который первый научится делать эту трансформацию, окажется в выигрыше в ближайшие 5-7 лет. А мы, как коммерческая команда, можем вам здесь помочь...».

О развитии высшей школы России по модели индивидуального образования рассказал коллегам генеральный директор ООО «Иот-Университет» (Москва) П.А Музыка. Он отметил, что в последние годы мы наблюдаем трансформацию образовательных моделей университетов, а основные тренды в образовании — это внедрение индивидуальных образовательных траекторий.

«Проектное обучение сегодня является краеугольным камнем в подготовке инженеров. Но нужно понимать, что значит работать в команде, и почему именно эта компетенция нужна? Это понимание рождается только в диалоге.

Чтобы достичь образовательных результатов в проектной деятельности, необходимо прорабатывать и системное оценивание. Это все для того, чтобы студент как можно раньше стал увлекаться реальной деятельностью, возможность без существенного периода адаптации уходить на работу к тем индустриальным партнерам, которые ждут его. Одним из ключевых элементов проектного обучения является система подготовки наставников, которые владели бы всеми теми инструментами и приемами работы с командами. Чтобы они понимали, как разворачивается трудовая динамика, собираются команды, где какие конфликты возникают, и как можно этими конфликтами управлять. И, хотя это уже не инженерная компетенция, но они также важны. Именно подход к проектному обучению позволяет студентам получить важнейшие навыки. ... Многие университеты осваивают у нас модель проектного обучения, и вы тоже можете присоединяться к нашему сообществу».

Также много нового и интересного участники конференции почерпнули из выступления ректора АНО «Университет НТИ 2035», генерального директора Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы (Москва) В.В. Медведева. Университет 2035 — первый в России университет, обеспечивающий профессиональное развитие человека в цифровой экономике. В частности, он сказал, что «...нам был дан „зеленый свет“, когда Президент РФ дал ряд поручений, касающихся создания новой отрасли — беспилотной авиации, в выполнении которых мы участвуем сами и привлекаем множество партнеров. Мы выступаем проектной командой, которая собирает воедино все возможности отрасли беспилотных авиационных систем. Коллеги, может вам тоже будет интересно включиться в этот проект».

В заключение, спикер пригласил участников онлайн-конференции на проектно-образовательный интенсив «Архипелаг 2023», который пройдет с 28 июля по 8 августа на базе Сибирского отделения Российской академии наук «Участников ждет интересная конкурсная программа, множество образовательных треков. Мы постараемся сфокусироваться на развитии технологий, связанных с системами управления, новыми материалами, производством машин».

Дата: 14.04.2023
Полезная информация