С 1 по 3 декабря в Парке науки и искусства «Сириус» в Сочи прошел II Конгресс молодых ученых, который стал одним из ключевых событий Десятилетия науки и технологий в России.
В первый же день работы конгресса прошла секция «Наука, бизнес и образование в сфере беспилотных технологий: опыт и развитие». Инициатором организации данной площадки была Ирина Алексеевна Кайсина, к.т.н., доцент кафедры "«Сети связи и телекоммуникационные системы», чье предложение, направленное в «Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию», получило поддержку.
Ключевой вопрос сессии: какую систему взаимодействия между участниками рынка беспилотных систем можно выстроить для эффективного внедрения разработок и обеспечения качественной разработки со стороны науки.
Модератор дискуссии Алексей Рогозин, директор АНО «Центр развития транспортных технологий», во вступительном слове отметил, что «... мы находимся на этапе становления новой беспилотной индустрии. Она рождается на стыке нескольких отраслей — авиации, электроники и информационных технологий», и призвал спикеров осветить организационные, административные и технологические проблемы отрасли.
В своих выступлениях докладчики констатировали, что беспилотная авиация полноценно вошла в нашу жизнь с ежегодным ростом до 20% по двум направлениям — получение цифровых геопространственных данных о различных объектах для своевременного принятия управленческих решений и перевозка грузов. Главная проблема — как обеспечить безопасность и взаимодействие с другими участниками воздушного движения.
Спикеры говорили о необходимости общих стандартов, правил и протоколов для разработчиков беспилотников, организации подготовки соответствующих узких специалистов в этой сфере, о существенных проблемах с внедрением разработок, наставничеством и индустриальными партнерами.
В этой связи требуется реформировать систему студенческих и молодежных конструкторских бюро в вузах и организовывать работу в школах и в системе профессионального образования. Также необходимо формирование экспертного и научного сообщества в этой сфере.
Вадим Кузнецов, заместитель директора по инновациям «ГК Беспилотные системы», отметил, что при формировании программы подготовки специалистов в вузах и СПО часто не учитывают потребности индустрии, используемые в настоящий момент технологии и методики. Это приводит к необходимости долгой адаптации технических специалистов на реальном производстве.
Александр Ведехин, временно исполняющий обязанности директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, считает, что «конверсия науки в реальный сектор — государственная задача номер один, а Минобрнауки Российской Федерации обобщит и распространит опыт работы различных образовательных учреждений страны в этой сфере. Университеты должны стать основой для рождения инноваций в беспилотном секторе, и эти инновации будут востребованы не только в нашей стране, но и во всем мире».
Ирина Кайсина в своем выступлении отметила, что современные студенты стремятся заниматься проектной деятельностью с реальным сектором экономики и как можно быстрее выходить на рынок труда. Однако при поиске наставника могут возникнуть сложности, так как не каждый преподаватель вуза работает с индустриальными партнерами. Решением проблемы может быть создание новых программ создания творческих коллективов из молодых ученых и представителей бизнеса, а показателем выполнения проекта будет документация, акт внедрения и патенты.
Общий итог дискуссии подвел Глеб Бабинцев, генеральный директор Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «АЭРОНЕКСТ»: «... необходимо создавать единый отраслевой инструмент по унификации, стандартизации и распределению компетенций. Это должен быть научно-технический совет с участием всех заинтересованных структур, в т. ч. и силового блока, для формирования заказа как для вузов, так и для производителей. Разношерстные требования не позволяют создавать многофункциональную технику для различных задач. Кроме того, унификация позволит в короткие сроки обеспечить импортозамещение беспилотников в стране через локализацию и субсидирование производства».