В рамках II Всероссийской онлайн-конференции «Цифровизация инженерного образования» 11 апреля состоялся круглый стол «Работодатель и вуз: цифровое взаимодействие».
Очно на мероприятии систему образования представляли ИжГТУ, НИУ ВЭШ вуза Учебно-методический центр АО «Газпром газораспределение Ижевск». Со стороны работодателей на мероприятии очно присутствовали сотрудники кадровых служб предприятий республики (АО «ИЭМЗ «Купол», АО «Сарапульский электрогенераторный завод», ПАО «Ижнефтемаш», АО «Сарапульский радиозавод»).
Модераторы заседания — Андрей Николаевич Копысов , к.т.н., доц., проректор по научной и инновационной деятельности ИжГТУ и Ольга Ивановна Варфоломеева, к.т.н., доц., проректор по учебной работе ИжГТУ .
Мероприятие началось с видеообращения Заместителя Председателя Правительства Удмуртской республики Татьяны Юрьевна Чураковой, которая сказала:
— От имени Главы УР, Правительства УР приветствую всех участников и организаторов конференции. Вам будут представлены основные перспективы, вопросы развития инженерного образования в условиях цифровизации, автоматизации, перезагрузки высшего образования — это особенно важно.
В результате мы должны сформировать сообщество единомышленников по качественному развитию нового инженерного образования.
Убеждена: конференция пройдет в созидательном ключе. Желаю плодотворной работы, отличного настроения, хорошего взаимодействия.
Ключевым докладом на заседании стал коллективный доклад представителей ИжГТУ, в котором речь шла о тех цифровых сервисах, которые наш университет предлагает работодателям для взаимодействия.
Первую часть доклада озвучила Мария Андреевна Тарасова, к.т.н., директор Института образовательных технологий ИжГТУ:
— Один из инновационных проектов университета в области взаимодействия вуза и предприятий —это платформа для развития кадров, кадрового потенциала предприятия. На сегодняшний день — это три личных кабинета (сотрудника, начальника подразделения, кадровой службы), система электронного обучения, система компетентностных оценок должности (компентетностный профиль). Автоматизированная система в соответствии с базой цифровых компетенции должности (что должно быть), сотрудника (что есть сегодня), курса (чему учит и на каком уровне) предлагает по каким компетенциям надо дообучить данного сотрудника и по какому курсу.
Об организации дистанционного обучения рассказал во второй части доклада Сергей Витальевич Смирнов, к.ф.-м.н., и.о. зав.кафедрой «Дистанционные технологии» ИжГТУ:
— Существует достаточно большое число систем для организации дистанционного обучения, мы уже на протяжении ряда лет используем платформу Moodle. Она обладает рядом преимуществ (открытый код, что позволяет вносить доработки по функционалу и внешнему виду), не зависит от разработчиков (это открытое сообщество, нет возможности кому-то отключить систему). Платформа может быть использована не только в вузе, но и в организации, т.к. дает возможность контролировать компетенции сотрудников.
В ИжГТУ разработана система индивидуального тестирования. Система определяет «нужность» вопроса по результатам предыдущего тестирования, портфолио и подбирает те вопросы, которые необходимы для оценки компетенции, навыков по заданному профилю. Кроме этого в вузе есть студия видеозаписи. Можем создавать видеоматериалы, обучающие курсы.
Заключительную часть доклада представил Равиль Олегович Султанов, к.т.н., начальник управления информатизации ИжГТУ:
— Мы полностью обновляем личный кабинет работодателя, студента, сотрудника. Целый год проводили различные опросы и сейчас точно понимаем, что требуется. Сегодня это работающий сервис, его протестировали уже с некоторыми предприятиями. Данный инструмент позволяет сократить разрыв между предприятием и вузом.
Так, через этот сервис предприятие может полностью отследить процесс обучения для своих «целевиков»: успеваемость конкретного студента, индивидуальную траекторию, электронное портфолио.
В дальнейших планах — развивать сервис. Например, чтобы предприятия могли формировать конкретные задачи для студента и контролировать, как он с ними справляется.
Коллеги, вам будет направлено письмо с инструкцией, после чего вы получите полный доступ к данным.
А.Н.Копысов уточнил: сейчас доступ к данным будет открыт для тех студентов, с которыми заключен трехсторонний договор «Студент-вуз-предприятие». Именно это вызвало активный отклик как у подключившихся в удаленном формате участников заседания, так и среди присутствовавших. В частности, заместитель генерального директора по общим вопросам и персоналу АО «ИЭМЗ «Купол» Игорь Васильевич Краснов предложил рассмотреть возможность доступа к базе не только своих «целевиков», а вообще к базе студентов, чтобы в соответствии с их профилем привлекать на свое предприятие (разумеется, при соблюдении установленных формальностей — соглашение об использовании персональных данных, личное согласие).
Андрей Николаевич уточнил, что, как проректор по науке, он ставил своим коллегам задачу, чтобы личный кабинет был заточен не только на вопросы подготовки кадров и профиль студента, но и на возможность предлагать проекты и их отслеживать:
— Мы делаем 80% проектов для предприятий нашей республики. Они реализуются силами ППС и студентов. Проекты не всегда реализуются в рамках личного кабинета, например, в рамках форума «ИННОВА» наши студенты (и часто в кооперации с молодыми специалистами предприятий) решают кейсы предприятий. Наш проект прошлого года — акселерационная программа — позволил выполнить 60 таких проектов по запросам предприятий.
На поступивший от удаленного участника вопрос «Если у предприятия десятки вузов, как они будут отслеживать своих целевиков?» Андрей Николаевич ответил:
— Предприятия могут использовать собственные сервисы вузов. В принципе наша проектная команда может создать сервис для предприятий и предложить его использовать. А предприятие может предложить вузам, в которых учатся его целевики, использовать наш сервис.
Следующий доклад — инженера II категории Учебно-методического центра АО «Газпром газораспределение Ижевск» Рузанны Рустамовны Гареевой. Она рассказала об опыте построения системных отношений предприятие-вуз. В частности, использовании дистанционного обучения на базе системы Moodle и взаимодействию с ИжГТУ через базовую кафедру «Системы газораспределения и газопотребления» при АО «Газпром газораспределение Ижевск».
Доклад Директора центра университетского партнерства ГИУ ВШЭ, г.Москва Анны Владимировны Гармоновой «Ландшафт российской магистратуры» познакомил участников с результатами опроса большого числа студентов и магистрантов в различных плоскостях. В частности, было показано, что многие магистранты совмещают обучение и производственную занятость на полный день, соответственно, дистанционные методы обучения для них особенно важны.
Итог заседания подвел А.Н.Копысов:
— Спасибо всем участникам. К нашей работе в сети подключились порядка 30 человек. Было задано много вопросов. Тема была затронута интересная, она уже назрела, потому что IT-сервисы — это не догма, это инструмент, который мы с вами должны использовать. Это касается и предприятий, и вузов.