Научная группа под руководством декана Приборостроительного факультета Альберта Абилова с октября 2019 года приступила к работе над научно-исследовательским проектом по гранту Российского фонда фундаментальных исследований в области передачи данных по сети БПЛА для «умного города»*.
Мы попросили Альберта Винеровича рассказать об этом проекте.
— Российский фонд фундаментальных исследований, который, обычно, мы называем «РФФИ», ежегодно проводит ряд конкурсов на проведение научных исследований фундаментального характера. В основном в этих конкурсах на право получения финансирования исследований принимают участие коллективы университетов и учреждений РАН.
Существуют различные виды конкурсов РФФИ, нацеленные на определенные группы. Например, ежегодно объявляются конкурсы на проведение исследований совместно с зарубежными партнерами. Кстати, в декабре мы на Приборостроительном факультете ждем результат заявки, поданной под руководством профессора Петра Архиповича Ушакова совместно с коллегами из Технологического университета г. Брно, Чешская Республика. Существуют конкурсы, нацеленные на стимулирование научной мобильности ученых (код «моб»), направленные на исследования в интересах регионов России, для молодых ученых (код «мол») и многие другие, каждый со своей спецификой.
Самым «широкопрофильным долгожителем» и, следовательно, наиболее востребованным среди ученых является ежегодный конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований (код «а»). В январе 2020 года мы на факультете ждем результаты еще двух заявок на проекты с кодом «а», одна из которых — под руководством профессора Виталия Васильевича Муравьева.
С 2018 года РФФИ запустил ряд конкурсов на лучшие научные проекты междисциплинарных научных исследований по конкретным тематическим направлениям (код «мк»). В этом же году мы успешно завершили предыдущий проект РФФИ, в ходе работы появились новые идеи, и для дальнейшего развития исследований пришло время подавать новую заявку. Для экспериментальных исследований необходимо оборудование, необходимо к исследованиям привлекать молодежь, для этого требуются финансовые средства.
В 2019 году мой глаз «зацепился» за один из конкурсов «мк», а именно, конкурс на лучшие проекты междисциплинарных фундаментальных исследований по теме «Фундаментальные проблемы управления беспилотными транспортными средствами «умного города». Одно из его тематических направлений соответствовало моим научным интересам. В этом проекте исследования основываются на междисциплинарном подходе и нацелены на получение фундаментальных научных результатов по направлениям, сформированным РФФИ для реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Длительность проекта — 3 года, участвовать могут от 5 до 10 человек. Мы заявили коллектив, состоящий из 5 человек.
— Кто участвует в вашем проекте и как вы формировали научный коллектив?
— Коллектив в заявке сформирован преимущественно из тех, кто уже работает по соответствующему направлению исследований на базе НОЦ «Инфокоммуникационные технологии» при кафедре «Сети связи и телекоммуникационные системы» (ССиТС), который базируется на территории 5-го корпуса. Был учтен междисциплинарный характер проекта, в частности, к проекту привлечен доцент кафедры «Программное обеспечение» Аль Аккад Айман, обладающий существенным научным заделом в области оценки характеристик изображений и роботизации с применением БПЛА. Ключевым исполнителем в проекте является Ирина Кайсина, аспирант кафедры «ССиТС», обладающая большим заделом и значительным потенциалом. Мы планируем, что результаты проекта лягут в основу ее будущей кандидатской диссертации.
К проекту привлечены два студента магистратуры, проявившие большой интерес к нашей тематике и уже успевшие показать себя в деле — Влад Титов и Константин Бабинцев.
Важным членом нашей команды является Данил Васильев, доцент кафедры ССиТС, который не включен в заявку, так как в этом году завершает своей проект РФФИ для молодых исследователей «Мой первый грант», однако, он принимает активное участие в работе. Мы не ограничиваем нашу работу каким-то определенным количеством участников и планируем привлекать к ней больше студентов.
— Какие задачи вы решаете в проекте?
— Проект нацелен на повышение качества мультипотоковой передачи данных от множества летающих источников (например, видеокамера на борту БПЛА) на наземную станцию в условиях нестабильной топологии летающей сети «умного города». На первом этапе мы проводим математическое моделирование процесса мультипотоковой передачи данных в сетях БПЛА с учетом множества летающих узлов-источников. Затем разработаем соответствующие методы передачи, в которых будем использовать ретрансляцию сегментов данных на прикладном уровне. На их основе разработаем алгоритмическое и программное обеспечение для имитационного моделирования процессов и экспериментальных исследований. На заключительном этапе оценим эффективность предложенных методов.
— Для кого могут быть полезны ваши результаты?
— С одной стороны, исследования носят фундаментальный характер и фактически результаты исследований мировым научным сообществом по теме нашего проекта еще не дошли до стадии практической реализации. Только в Ижевске находится несколько крупных производителей БПЛА, конкуренция в этом высокотехнологичном секторе экономики растет. Будущие коммерческие успехи этих компаний во многом будут зависеть от того, насколько быстро и эффективно они будут внедрять новые идеи и разработки, чтобы их БПЛА выгодно отличались от других. Поэтому я не сомневаюсь в том, что наши результаты будут реализованы. Мы взаимодействуем с производителями БПЛА и планируем тесное сотрудничество с ними, в том числе, привлекая наших студентов к интересным проектам.
— Такие гранты, как РФФИ, РНФ и подобные получить нелегко, — лишь 10–20 % заявок получают финансирование. За счет чего вы получили поддержку вашего проекта от РФФИ? Есть ли какие-либо секреты в оформлении таких заявок?
— Секретов нет, но в каждом гранте есть определенная специфика. Первый раз заявку на грант РФФИ я подавал примерно лет 10 —12 назад, два года подряд заявки не проходили, тема была несколько другая, и тогда создалось ощущение, что получить грант просто нереально.
После того, как в конце 2013 года представилась возможность пару месяцев поработать в лаборатории мобильных сетей Лозаннской политехнической школы (EPFL) в Швейцарии, появилось очередное новое направление исследований, и для его развития в нашем университете я привлек двух аспирантов. Снова возник вопрос с финансированием исследований. Были проанализированы предыдущие мои заявки, но тогда, к сожалению, рецензии экспертов заявители не получали, и было сложно самому определить их недостатки. Но есть великий интернет, где все или почти все можно найти. Были тщательно проанализированы официальные рекомендации, критерии оценки заявок, а также частные мнения и рекомендации действующих экспертов РФФИ. В то время у нас в команде уже появился задел по международным публикациям.
Следующий заход в фонд РФФИ был в 2014 году, в результате которого заявка снова не была поддержана, при этом все три рецензии были положительные. Моему удивлению тогда не было предела, однако, вспомнилась рекомендация одного из экспертов: «Если ваша заявка не поддержана, это не обязательно означает, что она слабая, просто для нее не хватило финансирования, и она поставлена в очередь. Нужно ее обязательно обновить и подать на следующий год». Видимо, это был тот самый случай. Поэтому с учетом изменений прошедшего года, обновив заявку, мы снова ее подали в РФФИ на конкурс «а», и она была поддержана для выполнения работ в 2016-2018 гг.
По опыту участия в конкурсах РФФИ у меня сложилось определенное представление, как должна выглядеть успешная заявка. Есть несколько моментов, на которые нужно обратить внимание:
— в своих заявках я всегда заявляю о гипотезе и описываю фундаментальную научную задачу, чтобы глаз эксперта «зацепился» за эти ключевые формулировки, например: «Предлагаемый проект фундаментальных научных исследований базируется на гипотезе о том, что...», «фундаментальной научной задачей проекта является ...»;
— в ключевых положениях заявки никогда не использую «Разработка системы ...», «Разработка устройств(а) ...», так как в проект должен показывать фундаментальный характер исследований;
— в приведенном списке своих публикаций обязательно выделяю их статус (РИНЦ, ВАК, Scopus);
— приложенный файл заявки с описанием проекта обязательно снабжаю иллюстрациями, чтобы эксперту проще было понять суть проекта.
В оформлении заявок есть еще много нюансов, которые становятся понятны с опытом. Заявку нужно писать так, чтобы суть проекта была понятна даже неспециалисту, если эксперт не поймет проект, — он ее отклонит. Практически все эксперты в моих заявках в качестве положительного фактора указывали на наличие публикаций в международных базах у руководителя и исполнителей, а также наличие молодых ученых в коллективе. Без указания рецензируемых публикаций (желательно международного уровня) по теме заявки у авторов шансов ее одобрения почти нет. Необходимо обязательно в заявку включать молодых ученых, аспирантов и студентов. Еще очень важно, чтобы в тексте заявки отсутствовали орфографические ошибки, — это не шутка, для эксперта это признак отношения руководителя к своему проекту.
— Что ваш грант принесет университету?
— Любое финансируемое исследование приносит университету огромные выгоды. Что касается конкретно нашего гранта, самым главным плюсом я вижу то, что он создает возможности развития для молодых ученых, удовлетворение их профессиональных интересов. Удержать и привлечь наиболее талантливых и перспективных — главный кадровый вопрос для университета. Грант обеспечивает как финансовую поддержку, так и получение нового опыта в научных исследованиях для наших молодых ученых, аспирантов и привлекает к науке студентов. Поняв, что наука не только интересна, но может еще и кормить, в будущем они могут пополнить наши ряды. Талантливая молодежь в штате университета — это «валеты», которые в перспективе станут козырными «тузами». Для них создаются возможности и рабочая среда.
Немалая часть нашего гранта была запланирована для приобретения современного оборудования. Это будет способствовать развитию учебно-научной базы на годы вперед и создаст новые возможности, как для научных исследований, так и для обучения студентов. Хорошо оснащенные и современные лаборатории в нашей инфраструктуре — это «короли» в колоде университета.
Наш грант, во-первых, — плюс к общему объему НИОКР университета, во-вторых, новые публикации, преимущественно в отечественных и зарубежных рецензируемых научных изданиях по итогам каждого этапа проекта. Эти два наукометрических показателя имеют важную роль в оценке деятельности университета учредителем. Объемы НИОКР и публикации — это «дамы» в колоде университета.
Работа над проектами способствует формированию научных коллективов, наш грант — не исключение. Привлечение студентов к проектам — ключевой элемент проектно- ориентированного обучения. Смещение от обилия лекций, зачастую скучных, в сторону проектной работы повысит качество наших выпускников. И командная работа дает колоссальный эффект, я, пожалуй, не знаю примеров действительно успешных научных исследований от ученых-одиночек.
На факультете мы особое внимание уделяем подготовке заявок на гранты различных фондов (РФФИ, РНФ и других), а также выполнению проектов по заказу предприятий. Например, в 2019 году у нас на факультете выполняется 13 финансируемых проектов с плановым годовым объемом более 17 млн. руб.
*Проект «Умный город» реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика». Основной инструмент реализации этих принципов — широкое внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской и коммунальной инфраструктуре.