В рамках фестиваля науки «Наука 0+» с экскурсией на кафедру «Конструирование радиоэлектронной аппаратуры» пришли школьники 9 класса школы № 62, где они узнали, чем занимаются сегодня инженеры в области проектирования и производства электронной техники.
Сначала старший преподаватель кафедры Олег Явзатович Шамсиахметов провёл с ребятами беседу на тему «Информационные технологии, искусственный интеллект и электроника». Он рассказал школьникам о разнице между искусственным интеллектом и человеческим, о том, что системы ИИ существуют в форме компьютерных программ с базами данных, для которых необходимы соответствующие исполнительные электронные средства.
В качестве примера использования элементов ИИ ребятам была показана работа видеокамеры с гиростабилизированной платформой, которая способна самостоятельно захватывать и сопровождать объекты. К слову, разработкой и изготовлением таких камер занимается один из сотрудников кафедры, привлекая к процессу студентов. Отслеживание камерой движения школьников вызвало у последних удивление и интерес, и особенно — когда выяснилось, что камера может работать в инфракрасном диапазоне.
Подытожил беседу заведующий кафедрой Владимир Александрович Глушков, который отметил, что современный востребованный инженер-электронщик должен уметь не только проектировать само электронное устройство от схемы до корпуса, но и разрабатывать для него программное обеспечение с учётом особенностей электроники. Такое сочетание качеств высоко ценится на сегодняшнем рынке труда.
Во второй части экскурсии школьники попробовали себя в роли инженеров. Сначала они поработали в программе схемотехнического моделирования, составив компьютерную модель транзисторного мультивибратора-семафора. Ребята расположили на рабочем поле графические обозначения электронных компонентов (транзисторы, резисторы, конденсаторы, светодиоды, батарейка), затем соединили их между собой согласно электрической принципиальной схеме и запустили моделирование в реальном масштабе времени. В результате они увидели, что виртуальный семафор замигал своими виртуальными светодиодами.
После этого школьники собрали данную схему уже из настоящих компонентов на макетной плате, что было несколько сложнее и ответственней. Тем не менее, все с задачей справились, добившись мигания настоящих светодиодов и получив весьма искренние положительные эмоции. Активно помогали школьникам и ответственные студенты кафедры Софья Беляева, Кирилл Абашев, Софья Ходырева и Елена Порфирьева.
В конце встречи ребятам вручили сувениры от организаторов и спонсоров фестиваля, а также пригласили поступать в ИжГТУ.