Екатерина Карпова — молодой преподаватель Института строительства и архитектуры имени В. А. Шумилова. Она успешно, в течение 5 лет, училась в докторантуре Вильнюсского технического университета имени Гедиминаса (ВГТУ) и защитилась, получив степень кандидата технических наук.
Область ее научных исследований — изучение свойств цементных композитов с углеродными нанотрубками. Модификация наноматериалами — тема в мировой науке не новая, ее прорабатывают ученые России, Германии, Бразилии и Китая. Однако, все еще остается ряд неразрешенных вопросов. В частности, до конца не изучено поведение цементных систем с наноматериалами в незатвердевшем состоянии, — именно этому аспекту и посвящена диссертация Екатерины.
— Екатерина, если говорить о ваших научных достижениях последних лет, что более всего вас радует и есть ли какие-то разочарования?
— Мир меняется, разрабатываются новые технологии и материалы. Бетон не исключение. В последнее время довольно популярны идеи устойчивого развития. Кроме того, появляются новые технологии строительства, как, например, 3D-печать зданий. Все это невозможно без применения комплексных добавок и разработки новых рецептур бетона с их применением. Собственно, изучению влияния комплексных добавок на цементные системы и была посвящена моя работа.
Во время подготовки диссертации было проведено множество экспериментов как в ВГТУ, так и в других вузах Литвы, а также Технологического университета в Брно (Чехия). Это был полезный опыт работы с новейшим оборудованием и специалистами в области технологии бетона, материаловедения, полимерной химии, химии силикатов и некоторых других областей. Кроме того, достаточно большой и ценный опыт был получен в ходе участия в многочисленных международных конференциях.
Также была интересна работа над научными проектами, выполняемыми совместно с промышленными предприятиями. Когда работаешь совместно с промышленностью, бизнесом, ты понимаешь, что для них является ключевым и решающим. Производитель хочет иметь качественный продукт при небольших затратах. Возвращаясь к нанотрубкам, могу сказать, что, конечно, это не дешевая добавка, которая требует специальной технологии распределения. Однако, не стоит забывать, что нанотрубки начинают «работать» в цементе уже при сотых, тысячных долях процента. Помимо этого, сейчас во всем мире работают над поиском аналогов нанотрубок. В частности, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой «Строительные материалы, механизация и геотехника» Григорий Иванович Яковлев и его команда молодых ученых этим сейчас и занимается.
Кроме того, многое также зависит от того, какую проблему хочет решить производитель при введении добавки. Может оказаться так, что небольшое удорожание в материалах позволит улучшить ряд параметров конечного продукта. На мой взгляд, здесь очень важен диалог между наукой и производством, и, что самое главное, — заинтересованность производства пробовать новое и развиваться.
— Научная работа — это всегда изобретение? А значит можно получить патент?
— Да, это есть в моих планах, тем более, что есть опыт совместных экспериментов с компанией по производству добавок в бетон.
— У вас есть собственное видение, как эту тему развивать дальше?
— Да, безусловно, у меня есть идеи, как можно развивать данное направление дальше — может хватить еще на несколько диссертаций. Я надеюсь, что совместно с кафедрой «Строительные материалы, механизация и геотехника» и нашими зарубежными партнерами мы продолжим работу над новыми интересными проектами.
— Как вы пришли в науку?
— Путь в науку начался на 4-м курсе бакалавриата. Моим руководителем была И. С. Полянских, также написание моей работы курировал Г. И. Яковлев. Безусловно, были некоторые трудности, которые всегда преодолевались при поддержке дружного коллектива кафедры Григория Ивановича Яковлева и моих одногруппников. К концу обучения на бакалавриате была подготовлена не только дипломная работа, но и моя первая статья, которая была посвящена влиянию нанотрубок на цементные композиты. Затем последовало участие в международной конференции, проводимой в Вильнюсе, а через некоторое время и стажировка в Вильнюсском техническом университете им. Гедиминаса (ВГТУ).
До стажировки я не планировала связывать свою жизнь с наукой, но поездка, в которой я познакомилась с Вильнюсом, ВГТУ и моим будущим научным руководителем — профессором Гинтаутасом Скрипкюнасом, в корне изменила мои планы. По приезде домой я приняла решение подготовить мою диссертацию в ВГТУ. Безусловно, я благодарна тому, что обучение в докторантуре ВГТУ закончилось получением диплома доктора, которое было бы невозможно без поддержки людей, которые меня окружали в течение этого периода как в Литве, так и в России.
На сегодняшний день я продолжаю заниматься научной деятельностью, в том числе и с литовскими партнерами. Тематика исследований все так же связана с влиянием добавок различной размерности на цементные композиты.
— О чем мечтаете сейчас?
— Планирую заниматься преподаванием и продолжать заниматься наукой. Мечтаю о дальнейшей реализации в профессии, новых амбициозных проектах и расширении сотрудничества, как с российскими, так и с зарубежными партнерами.
—Как происходит открытие нового? Случается ли ночью озарение?
— Да, именно ночью и случается, почему-то лучшие мысли приходят только ночью. Но, к сожалению или к счастью, мне пока не снились сны с готовым научным открытием. Как правило, каждый научный проект начинается с кропотливого изучения имеющихся исследований, а затем переходит в экспериментальную фазу. И вот здесь, как правило, уже сложно остановиться, потому, что ты понимаешь: еще очень многое можно исследовать, проверить и внедрить.
— Ваша защита прошла на английском. Как вы учили язык?
— В основном это работа с репетитором и самообучение. Я ценю свой опыт 5-летнего проживания за границей, так как он во многом расширил мой кругозор и открыл много нового не только в профессиональном плане, но и в ряде других жизненных вопросов.