30 марта в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова начала свою работу международная онлайн-конференция при участии университетов, научных, образовательных учреждений и бизнеса «Цифровизация инженерного образования».
Главной целью мероприятия организаторы заявили содействие глобальной перезагрузке цифрового образования, создание площадки для обмена опытом между организациями, экспертами в области образования и профессионалами-практиками для внедрения технологических инноваций, объединение партнеров в решении сложных образовательных задач.
Открывая конференцию и приветствуя коллег на пленарном заседании, д.э.н., профессор, ректор ИжГТУ имени М. Т. Калашникова Валерий Павлович Грахов сформулировал три ее задачи. Первая — это обмен опытом цифровизации высшей школы на всех уровнях, а этот процесс в особых обстоятельствах пандемии был непростой, но и — открывающий новые возможности и перспективы, как это доказывает и практика минувшего учебного года в ИжГТУ. Вторая задача конференции, и ее практический результат сегодняшнего дня — это организация сообщества (консорциума) единомышленников по развитию цифрового инженерного образования. И третья задача — обмен мнениями и обсуждение будущей траектории развития инженерного образования с использованием новых цифровых технологий и вследствие — процессов качественных изменений традиционной модели высшей школы.
Современным трендам образования, обусловленным процессами цифровизации, было посвящено выступление Василия Сергеевича Третьякова, советника генерального директора АНО «Университет 2035» (г. Москва). Специалистами уже давно отмечен и сформулирован некий вызов времени — спрос на человека универсальных компетенций. Между тем, этому вызову по-разному удовлетворяют формат традиционной образовательной университетской программы и новые примеры отношений, возникающих между обучающимся и современными цифровыми платформами. Особую роль в будущих трендах образования, несомненно, будет играть персонализация траекторий образования, вся работа с данными, так называемый «цифровой след» обучающегося, в том числе, — возможность образовательной организации иметь достоверные данные об успешности своих выпускников и оценка эффективности обучения т. д. Расширение рамок образовательных программ, уход от жестких рамок учебных планов, учет самоопределения и выбора студента, стартапы, как составляющие учебный план студента, сопровождение вузом процесса трудоустройства, поиск новых форм взаимоотношений с бизнесом, персонализация подготовки — уже сегодня реальные рекомендации для вузов, стремящихся соответствовать вызовам времени.
Как раз о «возможностях цифрового мира, которые упускают вузы», уже возможных и реально работающих механизмах и инструментах цифровизации, рассказал коллегам к.п.н., основатель и лидер компании «Профессиональное электронное образование» (г. Москва) Александр Сергеевич Молчанов. Это — новые возможности и «бонусы» удаленной работы преподавателей, цифровые возможности для портфолио абитуриентов, онлайн обучение иностранных студентов, совместное владение ресурсами вузов — начиная с объединения библиотечных фондов, информация о студентах в цифре и в результате — переход к доказательной параметрической педагогике и т. д.
Первый заместитель министра информатизации и связи Удмуртской Республики, Михаил Александрович Фоминов поделился с коллегами некоторыми выводами, сделанными на основе обобщенных данных опросов по Удмуртии за несколько последних лет, которые вполне могут стать и «информацией к размышлению» для организаторов вузовских приемных кампаний, а в некоторых аспектах — поводом для общего переосмысления представлений о востребованности высшего образования, предпочтений и выбора молодого поколения, и требований реального рынка труда.
В завершение к.т.н., доцент, проректор по учебной работе ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, Ольга Ивановна Варфоломеева представила участникам заседания краткую презентацию технического университета и рассказала об опыте и практике цифровизации в техническом университете по итогам 2020 года.
Участниками пленарного заседания стали около 90 слушателей и зрителей онлайн —трансляции.
В течение трех дней работы конференции выступят более 40 спикеров, среди которых — научные сотрудники Высшей школы экономики, Университета-2035, университета «Синергия» и многие другие, будут работать отдельные секции, состоятся панельные дискуссии и круглые столы; в образовательной программе — мастер-класс и организационно — деятельностная игра. По итогам международной онлайн-конференции выйдет сборник материалов, размещаемый в электронной научной библиотеке РИНЦ.
По словам директора Института образовательных технологий Марии Андреевной Тарасовой, оргкомитет конференции готов предложить коллегам проект «Положения» о создании профессиональной площадки по развитию цифрового инженерного образования, и он будет разослан техническим вузам страны. Уже есть список вузов, выразивших готовность вступить в такое партнерство, и обсуждается состав Совета будущего консорциума.
Онлайн-трансляции конференции 30марта — 1 апреля.