Сегодня, 5 декабря, на базе ИжГТУ имени М.Т. Калашникова состоялся круглый стол на тему: «Инклюзивное высшее образование в Удмуртской республике: опыт и перспективы», на котором присутствовали представители Ресурсного учебно-методического центра Вятского государственного университета, ведущих вузов республики, Удмуртского республиканского отделения общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского общество глухих» и Удмуртской республиканской организация «Всероссийское общество инвалидов».
Открыл круглый стол первый проректор ИжГТУ имени М.Т. Калашникова А.В. Губерт:
— Уже четвертый год ИжГТУ реализует инклюзивное образование среди слабослышащих студентов. У нас уже есть успешный выпуск студентов-целиков от АО «Концерна «Калашников». На примере этого опыта мы должны совместно с другими предприятиями решить главную на сегодняшний день проблему инклюзивного образование — дальнейшее трудоустройство «особенного» студента. На круглом столе нам нужно всем вместе найти решения для улучшения инклюзивного образования в высших учебных заведениях, поделиться своим опытом и успехами, а также указать проблемы и вместе найти пути их решения.
Представители РУМЦ ВятГУ — специалисты Надежда Витальевна Лаптева и Татьяна Николаевна Матанцева презентовали коллегам лучшие практики прошедшего форума «Создание системы сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по реализации и развитию инклюзивного образования».
На данный форум в Кирове собрались более 300 представителей высшего инклюзивного образования России, а также делегация из Франции, которая представила систему эффективной профориентации, основанную на рыночной модели.
Инклюзивное образование предполагает не только социально-психологическую адаптацию студента с инвалидностью, но и на систему потенциального трудоустройства и профессиональной компетенции. Общее мнение участников круглого стола сводилось к тому, что инклюзивному студенту «не нужно делать никаких поблажек, а ему надо помогать, прибегая к индивидуальному подходу, к современным техническим средствам, к увеличению продолжительности обучения». В итоге, «особенный» студент должен быть компетентен в профессии так же, как все остальные. Это помогает людям с нарушениями здоровья «расправить плечи» и чувствовать себя не только обычным человеком, но и способным на многое!
У ИжГТУ уже есть положительный пример: в ноябре на II Международных Парадельфийских играх в номинации «Жестовая песня» наши студентки Аня Васильева и Гульшат Ибрагимова заняли третье место!
На круглом столе были представлены лучшие практики инклюзивного образования: «биржа инклюзивного труда», «мониторинг инклюзивных вакансий», «инклюзивное волонтерство и тьюторство» и многие другие*. Кроме того, на форуме рассматривались важные вопросы постдипломного сопровождения и послевузовского трудоустройства студента с ограничениями здоровья.
*Подробнее с ними можно ознакомиться на сайте прошедшего форума.