В ИжГТУ имени М.Т. Калашникова третий день проходят девятичасовые тренинги по развитию ключевых предпринимательских навыков для начинающих, организованные в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», направленному на выявление и развитие предпринимательских способностей молодежи. Сегодня в ДС «Интеграл» участниками тренинга стали 120 студентов Машиностроительного факультета и Института энергетики, 2-4 курсов, разделившихся на команды по десять человек.
Ведут тренинги эксперты и бизнес-тренеры, представляющие университет Иннополис: Мария Ивановна Дрепа, руководитель консалтинговой кампании, выполняющей заказы со всей России (г. Москва) и Татьяна Рудольфовна Миронова — директор информационно-кадрового агентства «Для своих», наставник направления «Математика» (Кванториум, Новоуральск), общественный представитель АСИ по направлению «Образование и кадры» (Свердловская область). Они, кстати, от души похвалили участников вчерашнего тренинга — студентов-строителей за энтузиазм, креативность и бурное художественное творчество.
Мария Ивановна Дрепа:
— Главной задачей на каждом таком тренинге остается показать студентам, что такое свой бизнес, из каких этапов он складывается, чтобы потом, в будущем, они приняли для себя решение — хочу ли я свой бизнес, хочу ли запускать свою команду, делать свой стартап, или я этого не хочу и иду работать в кампанию.
Здесь мы, основываясь на реальном кейсе, — а Татьяна Рудольфовна сегодня играет роль заказчика, у которого есть потребность выстроить систему мониторинга ментального здоровья — удовлетворенности, стресса и т.д. И затем мы все проходим весь путь создания коммерчески привлекательных технологических продуктов с нуля: от идеи бизнеса до прототипа, минимально жизнеспособного продукта, который можно презентовать заказчику. В конце дня будет и команда-победитель, — как правило, все команды выбирают этого победителя голосованием (за свою команду, разумеется, голосовать нельзя).
Основная наша задача — пройти этот путь, чтобы ребята потом осознанно могли делать выбор, это можно назвать просветительским проектом. Кроме того, в вашем вузе, наверное, тоже практикуется форма «стартап, как диплом», — в таком случае тем, кто ее выберет, будет проще.
Сегодня, уже в первую половину дня, студенты успели творчески поискать и «накидать» идеи для стартапа, исследовать рынок (его размер и динамику, возможных клиентов, сформулировать проблемы и задачи, рассмотреть бизнес-модели и оценить конкурентов) и — сбегать в перерыв на второй этаж на кофе-брейк, где, не отвлекаясь от процесса, из множества идей каждой команде предстояло найти одну, самую перспективную и — сделать на нее ставку.
И вновь всех позвал голос эксперта: «...Время летит неумолимо, поезд приходит по расписанию, и мы продолжаем ...» И дальше: «А теперь все встали со своих мест, отошли от столов и — разделились на тройки: один человек в центре-это босс, а двое, окружившие его и взявшиеся за руки — это стены его офиса». Звучит команда «Офис!» — это означает, что офис срочно отправляется искать нового босса, по команде «Босс!» босс ищет себе новый офис, а по команде «Реструктуризация!» все должны сменить всё — и босса, и офис. И, как это бывает в жизни: кто-то успел, а кто-то не сообразил, кто-то не понял правила игры, кому-то помогли, а кто- то — в проигравших, поскольку- конкуренция! (в игре участвует и второй эксперт, «босс, заведомо не имевший офиса», а значит места всегда кому-то не хватит), кто-то не слишком решителен, чтобы азартно играть с незнакомыми, а кто-то — может, и вовсе не хотел бы «менять босса» — незнакомую, но такую симпатичную девушку из Института энергетики...
Детский фольклор называл подобную игру, построенную на идее острой конкуренции за место, — «горячие стулья» или «кто лишний?» Впрочем, фольклор во все времена удивительно актуален. А тренинг предпринимательских навыков для начинающих продолжается...
Своими впечатлениями поделились и его участники:
Зиновьев Родион, 3 курс Машиностроительного факультета:
— Мероприятие интересное и задача, тема сегодняшнего тренинга сама по себе показалась нетрудной. Но все приходят со своими учебными группами, а здесь их «разрывают» на разные команды, люди нормально не могут сработаться. Может быть, лучше было бы, было бы больше возможностей, поскольку временная рамка урезана, оставлять в командах тех, кто друг друга знает. («Ведь и рабочие коллективы какое-то время живут и существуют!»- подсказывает одногруппник Руслана). А выдать идеи, не зная друг друга, — трудно. Я был за другим столом, в другой команде, мы начали высказывать идеи, и уже определились, потом начали исследовать рынок и — сбились. Пытался настаивать на исходной идее, но как-то не очень пошло, меня не послушали. Я бы перешел в другую команду...
А вообще, отношусь к идее реализации своего стартапа серьезно, думаю, когда-нибудь я это попробую, и даже есть идея. Я увлекаюсь — кофе! Один из самых востребованных продуктов в мире! Периодически изучаю тему. Как это сочетается с моей профессией? Прекрасно! Кофе — это хобби, а я считаю, если что-то любишь и умеешь делать, если у тебя есть любимое занятие, то хобби всегда можно перевести в бизнес, и зарабатывать на этом деньги, и конкурировать — а это значит и расти, и развиваться.
А Руслана Карнакова и Валерия Артемьева, второкурсницы Института энергетики, хотя и были на тренинге в разных командах, в перерыв делились впечатлениями и поэтому на вопрос «Как вам нравится все происходящее? Мечтаете открыть свой бизнес?» ответили почти хором: «Да! Нам тут интересно! И очень много новой информации. И хочется, конечно... Ну, можно сказать, мечтаем попробовать...»