Перед началом работы XI Всероссийской конференции по внутрикамерным процессам и горению в установках на твердом топливе и ствольных системах (ICOC’2023) ее организатор и на протяжении всех лет председатель оргкомитета, академик РАН, академик РАРАН Алексей Матвеевич Липанов встретился со студентами и преподавателями ИжГТУ, где затронул проблемы высшего образования в РФ.
А.М.: Мне предложили выступить перед молодыми людьми и призвать их заниматься наукой. Прежде всего, хочу сказать, что в советское время наука была популярна. Заниматься наукой было престижно. Но волею судеб в стране произошли серьезные изменения, и наукой стало заниматься неинтересно.
Чем раньше начнешь заниматься наукой, тем больше успеешь сделать. Когда я работал в оборонке (там проработал 16 лет), под руководством академика А.Д. Надирадзе мы создавали межконтинентальную ракету Темп-2С на 10 тысяч км. Нужен был стартовик, который бы выбрасывал ее из контейнера так, чтобы давление, несмотря на увеличение объема, не уменьшалось. Я предложил конструкцию 23-х канального заряда. На нашем предприятии это сделали, 50 лет уже этот заряд используется на разных конструкциях. Возможности есть, их надо искать, исследовать и предлагать.
Я защитил докторскую в 34 года, у меня сейчас 19 докторов наук, более 50 кандидатов наук. Стараюсь продолжать работу с ними. Работал 8 лет ректором данного вуза, тогда он назывался Ижевский механический институт, затем 5 лет отработал заместителем Министра высшего образования РФ, а потом снова вернулся в Удмуртию — создал Удмуртский научный центр и 25 лет проработал его председателем, а также директором Института механики. Сейчас я на пенсии, а в Ижевске оказался по той причине, что мы проводим вот эту конференцию.
После того, как в вузах ввели бакалавриат и магистратуру, значительное число выпускников вузов оказалась недоученной. А на предприятиях нужны инженеры, специалисты с высшим образованием, способные руководить, создавать новые образцы техники и т.д.
Сейчас начался эксперимент на базе 8 вузов (7 — московских и Томского госуниверситета), где образование будет от начала до полного диплома. Аспирантура будет временем для подготовки кандидатской диссертации. А сейчас это еще одна форма учебы, в результате чего число защит стало резко сокращаться из года в год. Надеюсь, что по завершении эксперимента новую систему образования введут по всей России.
У нас часть высших учебных заведений имеет оборонно-техническую направленность. Этих вузов немного (не более двух десятков). А таких вузов, как МВТУ и ИжГТУ — всего около десятка. В годы безвременья к оборонно-техническому образованию было особенно плохое отношение. Это видно на примере ИжГТУ — как только закончились ректоры-оборонщики (последний был О.И.Шаврин), были закрыты ряд профильных кафедр, ликвидировано ОКТБ. Дело дошло до того, что студенты лишены экспериментальных занятий и «не нюхают пороха». Только компьютер — это не подход. Эта тенденция не только здесь, но и в других вузах.
В мае состоялось общее собрание РАРАН, где принято решение обратиться к Президенту страны, в Правительство и к Министру обороны, чтобы ректоров вузов с оборонным уклоном назначить после согласования с Министерством обороны. Будем надеяться, что на него отреагируют.
Хочу выразить надежду, что в ближайшее время студенты будут иметь интерес к своей будущей профессии, к науке отношение будет нормальное, и заниматься наукой вновь будет престижно и интересно.
Хочу сказать, что наукой заниматься просто интересно. Чем ты глубже вникаешь в суть, тем больше видишь. В качестве примера могу привести артиллерию. На Руси ей около 640 лет. Ракетной технике — около века. Думаете, в артиллерии нет проблем? Их как было много, так много и остается. Они постепенно возникают по мере развития научно-технического уровня, грамотности, возможностей общества (использования вычислительной техники, постановки более тонкого эксперимента и пр.). Поэтому надо уже на студенческой скамье начинать приобщаться к научным исследованиям. В качестве примера — простая задача «Хищник и жертва». Действия персонажей можно описать дифференциальным уравнением второго порядка. Его интересно «пропустить» через свои руки с помощью преподавателей. Можно пойти дальше — сформировать задание по системе управления коллегам на приборостроительный факультет и разработать совместный проект. После такого обучения человек придет на предприятие или КБ практически полностью готовый к работе как инженер.
Один из участников встречи (зав. кафедрой «ПМиИТ» И.Г.Русяк) спросил лектора: «В свое время Вы занимались автоматизацией эксперимента, проектирования ракетных двигателей. Сейчас у нас внедряются информационные технологии, визуальные технологии, искусственный интеллект. Как сравнить тот период и наше время? Что нового это вносит в подготовку специалистов, качество проектирования?»
А.М.: Конечно, сейчас другое время. В этом году мы представляли на конкурс проект, где проектирование орудия осуществляется с учетом того, чтобы была достигнута определенная эффективность работы у цели. Программное обеспечение, которое разработали на кафедре «ПМиИТ» ИжГТУ, позволяет считать внутреннюю и внешнюю баллистику с учетом всех протекающих там процессов. Такого математического аппарата у главных конструкторов раньше просто не было. Это большие возможности. ИТ-технологии надо, конечно, внедрять в учебный процесс. И это стимулирует занятие наукой как студентов, так и сотрудников.
При этом надо сохранить практическую подготовку, экспериментальную. Сейчас остались только компьютеры — это не подготовка. Я заканчивал физико-технический (оборонный) факультет Томского госуниверситета. Нас учили специальности артиллериста, а потом — артиллериста-ракетчика. Я помню, когда мы были студентами, у нас была очень большая экспериментальная подготовка.
Тему продолжил И.Г. Русяк.
И.Г.: Когда я пришел работать в ИжГТУ (в начале 1980-х), вел курс по внутренней баллистике, в рамках которого были лабораторные работы. Одна — сжигали порох и по осциллограмме фиксировали давление и решали обратную задачу, чтобы узнать скорость горения. Интересная была работа, студенты с энтузиазмом относились. Еще мы проводили очень простые, но увлекательные эксперименты: проверяли эрозионный эффект ствола при внутреннем горении — простой, но очень наглядный эксперимент. Вот что значит иметь экспериментальную базу. Не обязательно она должна быть сложной. Она должна быть интересной и понятной для воплощения. Еще один эксперимент — регистрировали процесс распространения пламени внутри ствола. Делали эксперимент на изучение механических свойств пороховых трубок. Наверное, стоит это возрождать.
Участники встречи поддержали идею, хотя сегодня в рамках действующего законодательства непросто найти решение: обращение с порохами в вузах сейчас очень затруднено — надо получать отдельную лицензию.
Алексей Матвеевич завершил лекцию на позитивной ноте:
— Вперед смотреть надо с оптимизмом. Армия нужна. Оборонная промышленность нужна. И специалисты, которые будут обеспечивать оборонную промышленность на высоком уровне, нужны. Поэтому мы, ребята, будем нужны России еще долгое время.