Кафедра «Ракетная техника» Машиностроительного факультета ИЖГТУ имени М.Т.Калашникова может заслуженно гордиться глубокими традициями классического инженерного образования. История этой кафедры неразрывно связана с именем выдающегося ученого, профессора В.Н.Гринберга, чье столетие отмечается этим летом.
Основной задачей кафедры «Ракетная техника» является подготовка высококвалифицированных специалистов в области ракетного двигателестроения и ракетостроения. И приятно осознавать, что сегодня ее выпускники продолжают дело своих наставников, обеспечивая образовательный процесс и формируя достойные кадры для промышленности страны. Корреспондент пресс-службы ИжГТУ встретился с молодыми педагогами кафедры «Ракетная техника», которые охотно поделились своими впечатлениями и переживаниями, которые испытали, делая первые шаги в свою профессию. «В решении многих вопросов помогают старшие коллеги» Вот что рассказывает Кирилл Георгиевич Волков, канд. техн. наук, научный сотрудник УдмФИЦ УрО РАН, доцент кафедры «Ракетная техника»:
— Работать преподавателем по совместительству я начал, будучи аспирантом 3-го курса и инженером-конструктором на Ижевском радиозаводе. Несмотря на большую загруженность на учебе и основной работе, я без раздумий согласился поработать на родной кафедре «Ракетная техника», так как мне хотелось получить новый опыт и быть полезным для вуза. Не скрою, вхождение в новую деятельность сопровождалось высоким эмоциональным напряжением. Работа на заводе позволила мне начать трудовую деятельность в университете с должности старшего преподавателя.
Через год после устройства на работу в ИжГТУ я защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. После этого поменял основное место работы на УдмФИЦ УрО РАН, где занимаюсь исследованиями в Институте механики. Первое мое занятие было с пятикурсниками, которые всего на пару-тройку лет младше меня. Несомненно, в этот момент я испытывал сильное волнение, так как совершенно не представлял, как себя вести. Однако через несколько минут беседы со студентами удалось найти общий язык и успешно провести занятие. С каждой новой парой волнение спадало и работать становилось проще и интереснее. Наиболее сложным в преподавательской деятельности было подготовить материал к занятиям. В тот момент я понимал, что в каждой теме я должен разобраться досконально, так как без этого невозможно доступно передать знания обучающимся. Однако процесс познания материала продолжается и по сей день. В решении многих вопросов помогают старшие коллеги, мои преподаватели, за что хочу выразить им огромную благодарность. Также непростым является вопрос оценки знаний и навыков, полученных студентами в результате изучения дисциплины. Сложность заключается в объективном подборе критериев оценки и в определении соответствия знаний и навыков обучающихся этим критериям. В этом деле необходимо уловить грань, когда стоит вести себя строже или, напротив, с пониманием отнестись к ситуации и закрыть глаза на некоторые огрехи.
Наравне с описанными переживаниями стоит вопрос правильного подхода к преподаванию. Для его решения необходимо постоянно анализировать свою работу и находить слабые места в способах преподавания, которые мешают оптимальному восприятию обучающимися преподносимых знаний. Но, несмотря на все сложности, всегда находится место для радости, особенно когда получаешь отдачу от студентов в виде хорошо усвоенного материала и благодарности за совместную работу на практических и лабораторных работах.
Габриела Морар, старший преподаватель кафедры «Ракетная техника»:
— Я проучилась пять с половиной лет на кафедре «Ракетная техника» Машиностроительного факультета, в 2020-м защитила диплом. В том же году поступила в аспирантуру и устроилась работать младшим научным сотрудником в Удмуртский федеральный исследовательский центр УрО РАН (УдмФИЦ УрО РАН), а с 2021 года по совместительству преподаю в ИжГТУ на той же кафедре, которую сама окончила. Преподаю три дисциплины у третьего и четвертого курсов: «Динамика и прочность ракетных двигателей», «Динамика ракет с ракетными двигателями твердого топлива» и «Методы проектирования (CAD)». Первая сложность, с которой я столкнулась в преподавании, — это подготовка материала для лекций и практик. Никогда бы до этого не подумала, что это может занимать так много времени! Искать, систематизировать и структурировать большой объем информации оказалось довольно непростой задачей. При этом надо попытаться сделать так, чтобы студентам потом было все понятно. И, говоря про студентов, хочется сказать, что они замечательные, мне с ними очень повезло. Задают интересные вопросы, которые я сама вряд ли бы задала, и мотивируют делать лекции интереснее и полезнее для них. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого студента. Некоторые лучше усваивают материал через визуальные образы, другие — через аудиальное восприятие, но лучше всего материал усваивается при его практическом применении на лабораторных занятиях. Конечно, не всегда получается сразу найти подход к каждому студенту, но со временем это становится проще. Также не могу не сказать про заведующего и других преподавателей нашей кафедры, к которым всегда можно обратиться за помощью в поиске информации для лекций, составлении практических заданий и просто за советом. Без такой поддержки начинать преподавательский путь было бы намного сложнее. Вообще, мне кажется, что и преподаватели и студенты в равной мере ответственны за создание рабочей атмосферы, способствующей образовательному процессу: обучение невозможно как без преподавателей, так и без студентов.