Чем запомнился двухдневный карьерный форум «Знание. Карьера» Российского общества «Знание», проходивший 17-18 апреля на площадке СЦ «Интеграл» ИжГТУ имени М.Т. Калашникова?
Мероприятие собрало более 500 участников — студентов технического университета, Удмуртского государственного аграрного университета, Удмуртского государственного университета, обучающихся по программам среднего специального и высшего образования. Мероприятие организовано совместно с Центром развития карьеры ИжГТУ, центром развития предпринимательства «Мой бизнес» и другими партнерами.
Форум ориентирован на поддержку молодежи при выборе карьерного пути с учетом личных интересов. Своим профессиональным опытом со студентами поделились руководители и ведущие специалисты компаний, основатели бизнес-проектов, педагоги, психологи, бизнес-тренеры и сертифицированные коучи; участники узнали как найти хорошую бизнес-идею, как стартовать и удержаться на рынке, какие юридические и финансовые знания понадобятся, о ментальном здоровье и многое другое.
Первый день
Программа двухдневного форума содержала три параллельных тематических трека: «Развитие», «Карьера», «Бизнес и стартап». Каждый молодой участник смог выбрать интересующее его направление. В общей сложности в первый день форума на трех треках интенсива состоялись 15 лекций и мастер-классов.
Одной из первых на форуме выступила бизнес-трекер, эксперт центра «Мой бизнес» и финансовый консультант-методист при проекте Минфина РФ Анна Ромина. Наставница рассказала о востребованных в современной России предпринимательских идеях и этапах построения бизнеса.
Актуальными нишами, по мнению эксперта, сегодня являются онлайн- и офлайн-образование, например, обучение для удаленной работы, или изучение языков — китайского, арабского и других, производство товаров в рамках импортозамещения — косметики, детских игрушек, консалтинг — услуги в сфере рекламы, маркетинга, пиара, консультации психологов, товары и услуги в экономсегменте — фастфуды, еда навынос, дискаунтеры одежды. Также наставник обозначила сельское хозяйство, строительство, бизнес по хранению вещей, по передержке животных и многие другие сферы. В числе рисков, которые возможны при любом стартапе, спикер перечислила несоответствие продукта потребностям рынка, ошибочную организацию маркетинга на примере крупных компаний, недостаточное финансирование или неверное распределение ресурсов, потерю веры в свое дело.
Анна Ромина разобрала этапы построения бизнеса. По ее словам, все начинается с идеи, а заканчивается масштабированием. Так, после появления бизнес-идеи необходимо проанализировать деятельность конкурентов, найти финансирование и создать минимальный жизнеспособный продукт, или, иначе, MVP. Затем важно рассчитать себестоимость товаров или услуг, ценообразование, организовать продажи, обратную связь от клиентов и, соответственно, доработать продукт. Далее необходимо подготовить расчет финансовых результатов, маркетинговую стратегию и, наконец, масштабировать бизнес.
Системный психолог, медиапедагог, лайфкоуч, член Экспертного совета Молодежного парламента при Государственной Думе, педагог проекта «Московское долголетие» Ангелина Сурина раскрыла темы ментального здоровья, выгорания, преодоления стрессов.
Так, ментальное здоровье позволяет человеку радоваться жизни, понимать смысл существования, любить, строить отношения с окружающими, работать. Однако в современном ритме жизни имеют место стрессы и выгорание, которые сказываются на ментальном здоровье. Лектор описала несколько методик, которые позволяют преодолевать стресс, приводить себя в порядок и понимать, куда двигаться дальше.
К примеру, во избежание выгорания психолог порекомендовала молодым людям ценить свое прошлое. Понимание того, какие новые качества приобретены благодаря жизненному опыту, и как человек вырос, дает возможность ценить и свое настоящее, смотреть в будущее с надеждой и позитивом, формулировать новые цели.
Продюсер игрофицированных образовательных форматов, преподаватель Валерий Акимов прочитал лекции про профориентацию и актуальные профессии: «Мои лекции направлены на самоопределение, и не только с точки зрения карьеры, возможность во всем находить творческий процесс и возможности реализоваться, учиться и двигаться дальше, пробовать себя в самых разных областях.... Я учился в Сибирском институте бизнеса, управления и психологии, и не перестаю учиться сегодня, за моими плечами еще 8 разных курсов повышения квалификации, и это - не предел», — поделился Валерий Акимов.
Знаниями и профессиональными рекомендациями с молодежной аудиторией делились медиаменеджер, бизнес-тренер, обладатель премии «ТЭФИ-регион» Елена Боброва, основатель и совладелец международной сети пекарен, сети ресторанов, бизнес-тренер Владимир Макаров, HR-эксперт, член Экспертного совета Государственной Думы по молодежной политике, вице-президент Клуба молодых предпринимателей «Росмолодежь.Бизнес» Гарри Мурадян, заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства УдГУ Светлана Радыгина, председатель молодежной организации «Атмосфера», член Общественной палаты Удмуртии, амбассадор «Росмолодежь.Гранты» Мария Созыкина, сооснователь и преподаватель OpenMind, спикер Центра развития карьеры в Технограде, эксперт по переговорам Дмитрий Ходанович.
Второй день
Второй день форума был посвящён знакомству с экспертами-практиками по построению карьеры, состоялись мастер-классы, в ходе которых студенты прошли первые профессиональные собеседования, и ярмарка вакансий.
Начался день с панельной дискуссии на тему «Карьера в современном мире». В ней приняли участие и. о. ректора ИжГТУ А.В. Губерт, первый заместитель министра промышленности и торговли УР И.А. Матосова, руководитель агентства по молодежной политике УР А.А. Выстребов, главный консультант Управления кадровой работы администрации Главы и правительства УР П.А. Медведева, директор республиканского центра занятости населения УР Ф.А. Макарычев, заместитель генерального директора АО «ИЭМЗ Купол» по общим вопросам и персоналу, руководитель рабочей группы по кадрам промышленной Ассоциации Развития И.В. Краснов.
На панельной дискуссии поднимались такие актуальные темы как карьера инженеров, переподготовка специалистов, карьерное планирование.
И.о. ректора ИжГТУ А.В. Губерт поделился: «Успех сегодня дает парадигма — обучения в течение всей жизни. Я окончил ИжГТУ по специальности „инженер-ракетчик“. С этой темой был связан лишь в 1994-1995, когда был аспирантом. Потом ушел в преподавание и снова учился. Чтобы учить других, нужно учиться много самому. Сейчас занимаю управленческую должность, продолжаю учиться. Современный мир меняется быстро, меняется и рынок труда. Сегодня гигантское количество образовательных программ, программ дополнительного профобразования, переподготовки. В университете мы внедряем индивидуальные образовательные траектории, подстраиваясь и под возможности каждого студента, и под потребности общества и государства. Есть процедура перевода на другой факультет или специальность в рамках одного вуза. Есть магистратура, где можно получить вторую ступень высшего образования, которая может сильно отличаться от первой. И, наконец, наши карьерные мероприятия вуза, помогут вам сориентироваться на рынке труда».
Руководитель агентства по молодежной политике УР А.А. Выстребов рекомендовал студентам строить карьеру «там, где ты вырос». «Дома и стены помогают. Проявляйте себя, и тогда вы будете уверенно двигаться по карьерной лестнице», — советовал Алексей Анатольевич. Первый заместитель министра промышленности и торговли УР И.А. Матосова подчеркнула, что выпускники ИжГТУ очень привлекательны для работодателей, особенно для предприятий ОПК.
Зам. генерального директора АО «ИЭМЗ Купол» по общим вопросам и персоналу И.В. Краснов рассказал о том, как сегодня предприятие поддерживает молодых специалистов.
В завершение панельной дискуссии были заданы участниками вопросы экспертам. Один из них был такой: «Где найти работу экономиста без опыта?» Сразу несколько экспертов предложили вакансии. Как оказалось — действительно, нет ничего невозможного! Просто для невозможного нужно чуть больше усилий.
После панельной дискуссии все участники продолжили работу на трех треках «Развитие», «Карьера», «Бизнес и стартап».
Наш корреспондент взял интервью у Оксаны Прохоренко, руководителя молодёжных программ VK, Президента 2023 Российского представительства Международной Молодежной Палаты JCI, практикующего психолога, побывав на ее мастер-классе «Современные возможности развития для молодежи в субъекте РФ».
— Оксана, какие карьерные возможности существуют для молодежи сегодня?
В современном мире сегодня важны hard skills и soft skills. Нard skills, это в первую очередь профессиональные качества и способности, но требования к soft skills компании предъявляют тоже. Это умение работать в команде, постоянно стремиться развивать свои навыки, чтобы успевать за технологиями, за тенденциями и трендами в современном быстроменяющемся мире. Умение решать конфликтные ситуации, справляться с негативом и постоянно развиваться в том, что ты делаешь лучше всего. А также умение соблюдать баланс между работой и личной жизнью, потому что сейчас очень большая проблема эмоционального выгорания. Крупные компании заинтересованы в людях, которые умеют соблюдать этот work-life balance, чтобы человек был постоянно в ресурсе и делал свою работу качественнее, эффективнее.
— А как вы сами соблюдаете этот work-life balance и снимаете стресс?
Я практикующий психолог, у меня большая база инструментов. Самый эффективный для меня способ — это спорт. Вне зависимости от того, как сильно ты устал, идешь на тренировку и чувствуешь после нее себя счастливым, потому что включаются положительные гормоны, которые и отвечают за эмоции. А еще я певица, голосовые практики тоже помогают справляться со стрессом.
В рамках Форума, в холле 2-го этажа СЦ «Интеграл», развернулась и «Ярмарка вакансий». Двадцать восемь предприятий не только Удмуртии развернули стендовую сессию для участников форума. Руководитель Центра развития карьеры ИжГТУ Д.С. Плешаков отметил: «Карьерный форум дает студентам самое главное и ценное — прямое общение с работодателями. Это означает, что студенты из первых уст могут узнать о том, как устроены компании, какие требования руководители предъявляют к молодым специалистам, как успешно пройти отбор на стажировку и устроиться на работу».
На третьем этаже «Интеграла» все желающие прошли первые или одни из первых в их профессиональной карьере собеседования. Пройти этот тренинг на свой страх и риск было много, а для кого-то этот опыт обернулся приятной неожиданностью: после многих отказов получено предложение о работе!
Участник форума, магистрант ИжГТУ Дмитрий Непомнящих поделился своими впечатлениями:
— Я все еще нахожусь на этапе принятия решений и поиска профессии, поэтому все, что здесь происходило за эти два дня форума, мне было интересно и очень полезно. Задания от бизнес-тренеров старался выполнять. Тезисно записал себе планы на ближайшие дни. Понимаю, что завтра-послезавтра у меня будут интересные вечера, чтобы пройти психологические тесты и предложенные тренерами практики. В целом, я люблю тему «самокопания», открытие в себе нового.
На торжественном закрытии форума выступил проректор по социальному развитию и воспитательной работе ИжГТУ Д.В. Мельниченко. Он сказал, что ИжГТУ уделяет особое внимание развитию образовательных и профессиональных траекторий студентов во время учебы и после окончания вуза. «Желаю студентам найти профессиональный путь по душе. Хочется выразить слова благодарности всем предприятиям -партнерам вуза, которые работали на нашей площадке», — сказал Дмитрий Валентинович. Затем проректор вручил благодарственные письма волонтерам форума, которые помогали в организации мероприятия.
«Форум завершен, но работа наших студентов на пути к развитию карьеры только начинается. Добро пожаловать в наш карьерный центр!» — сказал руководитель Центра развития карьеры ИжГТУ Д.С. Плешаков в беседе корреспонденту.
Больше информации о деятельности Российского общества «Знание» — на сайте и в социальных сетях проекта: ВКонтакте, Telegram.