На сегодняшний день в университете учатся порядка 400 иностранных студентов из 41 страны мира, налажено сотрудничество с зарубежными учебными заведениями и научно-исследовательскими организациями стран Европы, Азии и Африки. Насколько наш университет продвинулся в процессе интернационализации, какие инструменты будут использованы и каково сейчас количество экспортно-ориентированных образовательных программ?
Обо этом рассказывает директор Института международных образовательных программ, кандидат технических наук, доцент Алексей Вячеславович Рябчиков.
— Сейчас мы находимся на переходном уровне развития интернационализации. Уходим от централизованной модели управления международной деятельностью университета, когда все международные функции сконцентрированы в одном подразделении — международном управлении, и начинаем распределять этот функционал по всем структурным подразделениям, начиная с факультетов и институтов. Это, по сути, новый этап.
Завершающим же этапом процесса интернационализации станет переход к децентрализованной модели, когда все направления деятельности включают в себя международную составляющую, а международная деятельность в вузе как таковая вообще не выделяется, становясь рабочим инструментом в работе абсолютно любой службы и структурного подразделения. Университет становится интернациональным, т. е. международная деятельность «пронизывает» все процессы, происходящие в нем.
Любой сотрудник при исполнении своих функциональных обязанностей способен предоставить услугу иностранному гражданину. Роль же специализированного международного подразделения сводится к координации деятельности структурных подразделений, стратегическому планированию и контролю, реализации централизованных маркетинговых мероприятий и составлению отчетности. Соответственно, мероприятия по интернационализации должны быть включены в стратегии всех направлений развития университета — учебного, научного, социального, административного и других.
Такой подход, кстати, уже нашел свое применение при разработке проектов новой стратегии и программы развития университета. Конечно, переход к полной интернационализации вуза — это долгий процесс. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что период адаптации образовательной организации к процессу интернационализации составляет не менее 10 лет, — подчеркнул Алексей Вячеславович.
— Чем была вызвана необходимость перехода к новому этапу интернационализации?
— Вызвана объективными причинами: у каждого из этапов есть свой потолок, достигнув который международная деятельность прекращает свое динамичное развитие. Простой пример. Можно включить в автомобиле первую передачу, выжать педаль газа на полную, но быстрее чем 20–30 км в час он не поедет, хотя двигатель будет работать на максимуме.
Так и у нас — вуз на протяжении почти 30 лет достаточно успешно развивал централизованную модель: крепли международные связи, появлялись совместные с зарубежными учеными научные публикации, проводились международные конференции, симпозиумы и студенческие олимпиады, реализовывались академические обмены студентами и преподавателями, разрабатывались образовательные программы на английском языке, росло количество зарубежных организаций-партнеров и иностранных студентов. При этом любой иностранец осуществлял все коммуникации и решал все свои проблемы в международной службе университета, что обеспечивало ему простоту и понятность всех процессов.
Однако сейчас мы подошли к ситуации, когда последующее развитие международной деятельности становится невозможным без широкого вовлечения структурных подразделений университета, в первую очередь — факультетов и институтов. Считается, что предел доли иностранных студентов в общем контингенте обучающихся для централизованной модели — 5 % (именно с таким количеством иностранцев может справиться международная служба самостоятельно). В прошлом учебном году этот показатель университета составил 4,64 %, в этом — превысил 5 %. Общее количество иностранных обучающихся перевалило за 400 человек. Силами одной только международной службы университета становится уже невозможно выстраивать эффективную работу с ними. Необходима академическая интернационализация университета, всех преподавателей и студентов, создание рабочей англоязычной среды, чтобы иметь возможность повышать квалификацию собственных сотрудников и студентов. Здесь роль международной службы становится координирующей и обучающей, плюс проведение централизованных мероприятий международного маркетинга.
Сейчас мы находимся на этом переходном этапе. В соответствии с решением Ученого совета ИжГТУ на каждом факультете/институте появились заместители декана/директора по международной деятельности, с которыми мы проводим еженедельные совещания по вопросам организации работы с иностранными обучающимися, ведется работа по созданию совета по интернационализации. Ну, а самое главное — принята и начала реализовываться Стратегия интернационализации ИжГТУ имени М. Т. Калашникова на 2020–2024 гг.
— А можно рассказать о ней чуть поподробнее?
— Конечно! Целью стратегии является становление ИжГТУ имени М.Т. Калашникова как международно-ориентированного университета. При этом к 2024 году предусматривается увеличение количества иностранных обучающихся университета по очной форме обучения до 500 человек (сейчас 325 человек), а объема внебюджетных средств, полученных от международной образовательной деятельности, — до 67 млн рублей.
Основными направлениями стратегии являются:
— создание устойчивой системы рекрутинга иностранных обучающихся;
— организация системной работы по отбору и приему на обучение иностранных граждан;
— совершенствование системы адаптации иностранных обучающихся в университете;
— обеспечение современного международного уровня организации образовательной деятельности;
— совершенствование внеучебной работы с иностранными обучающимися;
— создание интернациональной кампусной среды (интернационализация среды);
— создание системы взаимодействия с иностранными выпускниками университета.
Причем, все эти направления взаимосвязаны — невозможно, например, успешно решать задачу рекрутинга иностранных обучающихся, не имея привлекательных для иностранцев образовательных программ, не создавая для них благоприятной среды. Поэтому и необходим комплексный подход.
— Алексей Вячеславович, давайте тогда начнем с рекрутинга иностранных обучающихся. Как прошел набор иностранцев в этом году? Ведь пандемия, закрытые границы не могли не отразиться на его итогах.
— Пандемия внесла существенные коррективы в планы работ по рекрутингу всех университетов во всем мире. Для нас же она стала мощным толчком для изменения формата работы с зарубежными абитуриентами.
Мы практически полностью отказались от традиционных оффлайн-инструментов рекрутинга, разработали и начали поэтапно внедрять программу электронной интернационализации университета. За период приемной кампании этого года внедрена только часть этой программы, направленная на повышение информированности иностранных абитуриентов о вузе и облегчение работы с сервисами по поступлению, чтобы здесь не было дополнительных барьеров. И результат оправдал себя. Мы не допустили уменьшения количества иностранных первокурсников. В прошлом году на очную форму обучения поступило 135 человек, в этом — 152 человека. При том, что ожидаемо уменьшилось количество иностранных студентов, поступивших в университет в рамках реализации программ двух дипломов с Египетско-Российским университетом (с 67 чел. в прошлом году до 21 в этом), через рекрутинговые агентства (с 17 до 14 чел.) и после окончания нашего подготовительного отделения (с 35 до 18 чел.). Самостоятельно же университет набрал 99 студентов благодаря реализации мероприятий электронной интернационализации и персонализации контактов с абитуриентами. В прошлом году таких студентов было только 17. В этом году реализация программы будет продолжена.
— А как же в условиях пандемии происходит обучение иностранных первокурсников? Все ли они смогли прибыть в Ижевск и приступить к учебе?
— В течение лета преподаватели, ведущие занятия со студентами в англоязычных группах, при поддержке Института образовательных технологий разработали все необходимые дистанционные курсы. А когда стало понятно, что для обучения в этом семестре не смогут вовремя въехать и иностранные первокурсники, обучающиеся на русскоязычных программах, для них учебным управлением совместно с Институтом образовательных технологий были подобраны необходимые онлайн-курсы и курирующие их обучение преподаватели, проведены учебы. Так что, все наши иностранные студенты приступили к обучению.
— Залогом успешного международного рекрутинга, безусловно, является уникальность и экспортная привлекательность образовательных программ, которые делают привлекательным и вуз в целом.
Надо разрабатывать экспортно-ориентированные образовательные программы, которые были бы интересны иностранным обучающимся и являлись бы уникальными. Зачастую иностранный абитуриент не видит причину, почему надо учиться по тому или иному направлению подготовки именно в ИжГТУ, а не на Дальнем Востоке, скажем, или в Самаре и Калининграде. Для большинства иностранцев, особенно если мы говорим про дальнее зарубежье, названия университетов в России звучат примерно одинаково — Самарский или Ижевский государственный технический университет, примерно как для нас звучат названия китайских, например, университетов — условно Хэйлунцзянский или Сычуаньский университет — никакой разницы в восприятии. Поэтому необходимо создавать уникальные качественные образовательные продукты, которые будут востребованы иностранными студентами в нашем вузе.
Весной мы посчитали, сколько программ нашего университета можно назвать привлекательными для иностранных обучающихся. В качестве критерия взяли, что по такой программе должно обучаться пять и более иностранных студентов. В результате получилось, что экспортно-привлекательными являются всего 8 образовательных программ — «Строительство», «Программная инженерия», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Электротехника и электроэнергетика», «Мехатроника и робототехника», «Экономика», «Менеджмент», «Лингвистика». По итогам приема этого года к ним добавились «Машиностроение» и «Системный анализ». Но даже с их учетом — это всего лишь 10 программ из 80, реализуемых университетом, это совсем немного.
Значит, нам необходимо формирование портфеля экспортно-ориентированных программ, причем, программ разного уровня, не только бакалавриата, специалитета и магистратуры, но и программ дополнительного образования с разными сроками обучения, на английском и русском языках, курсов по выбору.
— Что еще нужно сделать, чтобы стать популярным университетом среди иностранных абитуриентов?
— Сейчас в рамках программы электронной интернационализации разрабатываются мероприятия, касающиеся продвижения бренда ИжГТУ имени М.Т. Калашникова за счет формирования узнаваемости университета в электронном пространстве. По опыту этого года, узнаваемость бренда университета — это важно! Так, наибольшая эффективность мероприятий по онлайн-продвижению университета была достигнута в тех странах, где ИжГТУ имени М.Т. Калашникова больше всего раскручен. Это Египет и Узбекистан — страны, в которых мы много и успешно работали и продолжаем работать.
Причем важно не просто проинформировать иностранных граждан об университете, его образовательных программах и научных проектах, но сформировать его уникальную репутацию в нише технических университетов. И здесь мы должны стать образовательным лидером для ребят, которые не просто ищут для себя техническую специальность, но видят себя социально ответственными, креативными и конкурентоспособными лидерами, уважающими науку, передовые технологии и культурные ценности, обеспечивающими научно-технический прогресс и социально-экономическое благополучие общества на национальном и глобальном уровне. А для формирования и поддержания такой репутации необходимо активно присутствовать в глобальной сети, использовать все доступные инструменты продвижения университета в электронном пространстве: сайт, социальные сети, «Википедию», профили вуза на образовательных порталах и агрегаторах, e-mail-рассылки, лендинги, таргетированную рекламу.
При этом мы не отказываемся полностью и от традиционных инструментов продвижения, только переводим их в онлайн-формат. Это и выставочные мероприятия, и организация университетских олимпиад и конкурсов. В этом году мы попробовали формат дистанционной олимпиады для иностранных студентов по общеобразовательным предметам: математика, физика, русский язык, история, информатика и обществознание. Победители олимпиады получили до 10 баллов за индивидуальные достижения, которые учитывались при поступлении. Также можно проводить профильные олимпиады по экономике, робототехнике, машиностроению и другим профилям совместно с заинтересованными факультетами и институтами. Профильные олимпиады знакомят абитуриента с вузом, он узнает о преподавателях, получает информацию о требуемом уровне знаний.
Необходимо отметить, что ряд мероприятий в рамках реализации программы электронной интернационализации, направлены не только на иностранных абитуриентов, но и на российских тоже, т. к. работа ведется и в русскоязычном сегменте, а те тенденции, которые присутствуют в мировом образовательном пространстве, необходимо использовать и при наборе российских абитуриентов.
Например, сейчас многие эксперты говорят о том, что летом 2021 года сработает так называемая стратегия соскальзывания клиентов, когда кризисные ножницы (сокращение доходов при одновременном увеличении расходов) заставляют потребителя выбирать более дешевый аналог услуги. На мировом образовательном рынке это означает выбор более дешевого варианта получения высшего образования при сопоставимом уровне качества. Условно говоря, если кто-то изначально планировал поехать учиться в Европу, будет рассматривать Россию и столичные вузы, а те, кто планировал обучение в центральных вузах, выберут региональный университет с хорошим качеством обучения.
— Какие наработки по адаптации иностранных обучающихся сегодня есть в вузе?
— В прошлом году был создан и успешно функционирует Интернациональный клуб студентов, работу которого курирует директор Центра международного академического сотрудничества Т. В. Савченко. Клубом проводятся различные мероприятия — от адаптационных недель для прибывших в университет до тематических вечеров и праздников.
Но главное в его деятельности — незаметная рутинная работа с иностранными обучающимися, помощь в их интеграции в культурную, учебную, спортивную жизнь университета. К работе клуба мы активно привлекаем и иностранных студентов. Сейчас пытаемся внедрить модель, когда именно иностранный студент становится куратором студентов той страны (или тех стран), гражданином которой он является.
Чем интересен такой подход? Во-первых, иностранный куратор знает проблемы своих соотечественников: адаптационные, социальные или бытовые, вопросы миграции, их интересы, какие-то национальные особенности. Во-вторых, являясь членом Интернационального клуба студентов, он легче справляется с организацией и проведением мероприятий для своих студентов.
— Студенчество — золотое время. Это лучшие годы жизни! И куда бы ни поехал потом студент, с кем бы ни общался, он будет рассказывать о своем студенчестве. Это очень полезно и для вузов, и для новых абитуриентов. Вот поэтому одно из направлений Стратегии интернационализации — создание Ассоциации иностранных выпускников.
Сейчас мы подняли наши архивы. Интересно, что в 1990–2000-е годы основной контингент иностранных обучающихся университета, помимо выходцев из стран бывшего СССР, составляли иностранные аспиранты. Многие из них, защитив диссертации в нашем вузе, стали у себя в странах научными и руководящими работниками. Один их них канд. техн. наук, доцент Аль Аккад Мхд Айман, защитившийся в 2005 году. Он окончил в 1993 году бакалавриат Университета Дамаска, потом и магистратуру там. А вот в аспирантуру приехал к нам, после защиты работал в родном университете, а сейчас преподает в нашем вузе.
Ассоциация сможет выполнять большую работу в популяризации образования в ИжГТУ в странах, откуда приезжают студенты, в организации культурных мероприятий. Выпускники нашего вуза, вступившие в ассоциацию, станут народными послами ИжГТУ в своих странах.
Материал подготовила Марина Широких