23 —28 марта состоялся визит делегации ИжГТУ имени М. Т. Калашникова во главе с и. о. ректора вуза к. техн. наук А. В. Губертом в Китайскую Народную Республику. Это первый визит в КНР представителей высшей школы России после снятия карантинных ограничений в Китае.
Сотрудничество Ижевского технического университета с китайскими научно-образовательными организациями уже имеет достаточно давнюю и плодотворную историю. Еще в 2011 году ИжГТУ вошел в число соучредителей Ассоциации технических университетов России и Китая с российской стороны, а с 2016 года вуз стал действительным членом Ассоциации вузов Приволжского федерального округа РФ и провинций Верхнего и среднего течения реки Янцзы КНР. В 2022 году техническим университетом были заключены 9 новых соглашений о сотрудничестве с образовательными организациями Китая, были открыты Центры китайского и русского языков на базе ИжГТУ и Педагогического университета Цилу (провинция Шаньдун), а в сентябре 2022 года состоялся Фестиваль ушу, прошедший при поддержке Главы УР А.В. Бречалова.
Итоги визита делегации ИжГТУ в КНР
Программа мартовского визита делегации ИжГТУ имени М. Т. Калашникова в Китай была насыщенной: встречи с руководством и представителями Посольства Китая в Москве, Посольства РФ и Русского дома в Пекине, встречи в 10 образовательных организациях, в том числе — с учащимися государственных и частных школ (высшая школа Юйчэн Хуаоо, среднее профессиональное училище Пиньюань, Центр профессионального образования Юйчэн), поездка в города Цзинань (столица провинции Шаньдун), Вейхай и Чжэньцзян (провинция Цзянсу), встречи с представителями образовательных корпораций «Чжишан» и «Минь Ян» — главными помощниками нашего университета в вопросах установления и развития сотрудничества с образовательными организациями Китая.
В дни визита делегации ИжГТУ была подана заявку в Министерство образования КНР на совместную образовательную программу по «Мехатронике», разработанную с Вейхайским океанским профессиональным колледжем (ВОПК, провинция Шаньдун) при активном участии образовательной корпорации «Чжишан»; результаты ожидаются в мае.
В Китае существует два уровня совместных программ, которые реализуются с зарубежными университетами. Первый уровень — это отдельная совместная программа, когда два университета — китайский и зарубежный — на основании соглашения о совместной образовательной программе вместе разрабатывают и реализуют программу, согласованную в Минобразовании КНР.
Международные совместные программы в Китае могут предлагать разные сроки обучения в каждом из двух вузов-партнеров («2 + 2» — два года обучения студентов в Китае и два года за рубежом; «3 +1» — три года обучения в Китае и один год за рубежом и т. д.).
Совместная образовательная программа с ВОПК по «Мехатронике» — это бакалавриат, который реализуется по схеме «3+1» (три года в Китае, один в России). В течение трех лет обучения в Китае треть всех дисциплин будут читать преподаватели ИжГТУ (на русском или английском языках).
Второй уровень совместных образовательных программ — это совместный институт. Для открытия совместного института необходима реализация партнерами минимум трех совместных программ, общее число реализуемых в институте программ не ограничено; институты получают госфинансирование Министерства образования КНР.
ИжГТУ имени М. Т. Калашникова разработал и реализует с китайскими партнерами дорожную карту создания совместного института с Цзянсуским профессионально-техническим институтом сельского и лесного хозяйства, который будет вести подготовку бакалавров по трем образовательным программам — «Мехатроника», «Машиностроение» и «Компьютерные технологии»; в октябре планируется подавать соответствующую заявку.
Опыт сотрудничества: возможности и перспективы
По данным Посольства КНР в 2019 году, в последний допандемийный год, академические обмены между КНР и РФ насчитывали 100 тысяч студентов в год, в 2020 году начался «ковидный» провал, в результате сегодня 41 тысяча студентов КНР обучается в РФ, российских студентов в Китае — 12 тысяч. В планах китайской стороны выйти в ближайшее время на допандемийные показатели.
Между тем, сегодня Китай занимает первое место в мире по масштабам распространения технического образования, вузы обладают мощной материально-технической базой, роль финансирования университетов государством — крайне велика, и, в целом, китайский рынок образования представляется для российских вузов одним из самых перспективных.
О взаимодействии с китайскими партнерами, совместных проектах и планах рассказывает член делегации, директор Института международных образовательных программ ИжГТУ, к. техн. наук Алексей Вячеславович Рябчиков:
«О причинах своей заинтересованности в сотрудничестве наши китайские коллеги говорят публично и открыто, и их доводы очень рациональны.
Во-первых, в КНР признают наличие разрывов в уровне образования между Западом и Востоком, между городом и деревней Китая. Например, Шаньдунский университет, филиал которого в городе Вейхай мы посетили, входит в топ-10 университетов страны, это очень высокий уровень, и они согласны работать с российскими партнерами при условии, что их образовательная программа входит в топ-10 по РФ. В то же время, в Китае существует большое количество региональных вузов другого уровня.
Во-вторых, правительство КНР продекларировало построение новой модели образования, в которой намерено задействовать зарубежные (в том числе российские) методики преподавания, опыт и преподавателей.
В-третьих, существуют особенности сложившейся системы китайского образования, где есть 3-летний и 4-летний бакалавриаты. 3-летний считается неполным бакалавриатом, не дает выпускнику диплом о высшем образовании и, соответственно, не предоставляет и никаких преимуществ по дальнейшему трудоустройству, не гарантирует хорошей заработной платы. Как результат — выпускник старшей школы и молодой человек, окончивший 3-летний бакалавриат, на рынке труда практически равны. Выпускник же 4-летнего бакалавриата — это полноценный бакалавр, и уже может занимать руководящие должности, претендовать на хороший заработок. Однако, только 40% выпускников китайских школ (примерно 6,5 млн. человек из 16 млн. в год) могут рассчитывать на места в программах 4-летнего вузовского бакалавриата, для остальных — просто нет мест в отечественных вузах.
При этом многолетняя политика ограничения рождаемости в стране привела к тому, что сегодня в Китае на одного ребенка в семье — 6 взрослых: родители и четверо бабушек и дедушек. Соответственно, есть финансовые возможности платно выучить одного наследника, и средняя китайская семья может отправить ребенка учиться заграницу. В результате, китайские вузы, реализующие программы 3-летнего бакалавриата, ищут зарубежных партнеров, чтобы повысить привлекательность своих образовательных программ, реализуя их по схеме «3+1». Для них это мощный инструмент продвижения своих программ. Как и для университетов, имеющих 4-летний бакалавриат, но не имеющих собственную магистратуру, подобным инструментом становятся совместные программы магистратуры по схеме «1+1». И разработку таких программ мы также планируем осуществить в ближайшее время совместно с еще одним нашим ключевым партнером — Педагогическим университетом Цилу.
Мы высоко ценим участие наших китайских коллег в совместных проектах и достигнутое взаимопонимание, благодарны партнерам из образовательных корпораций. Представителей корпорации «Чжишан» мы ждем с ответным визитом в ИжГТУ уже в мае, а совместно с корпорацией «Минь Ян» готовимся к организации ознакомительной 2-х недельной поездки китайских школьников и их родителей в Россию — Москву и Ижевск в рамках летней школы ИжГТУ.
И, конечно, у нас большие планы на будущее, которые, мы надеемся, будут поддержаны китайской стороной. Так, у университета уже сложились плодотворные деловые отношения с Генеральным консульством КНР в г. Казань, при непосредственной поддержке которого состоялась подготовка нашего визита. Генеральный консул господин Сян Бо, как во время своего январского визита в Удмуртию, так и в ходе встречи с представителями университета, прошедшей в феврале в Генконсульстве, неоднократно заявлял о намерении всемерно поддерживать и развивать сотрудничество ИжГТУ с китайскими вузами. А встреча делегации университета с Первым секретарем Посольства КНР в РФ г-жой Цай Хуэй и Полномочным министром, советником Посольства по делам образования г-ном Цао Шихай только подтвердила стремление китайской стороны создавать условия для расширения связей как в области образования и науки, так и языковых и культурных обменов.
Наш опыт взаимодействия свидетельствует, что возможности и перспективы взаимовыгодного сотрудничества у нас есть в самом широком диапазоне — от образования до культуры и спорта, в области деловых и туристических связей между Удмуртской Республикой и Китаем.
Необходимое условие успеха — изучение специфики китайского образовательного и культурного пространства, усилия обеих сторон по преодолению языкового барьера, искреннее стремление рационально выстраивать отношения с китайскими партнерами и учитывать разницу менталитетов. Например, для деятельности наших китайских партнеров характерны тщательная подготовка и длинные горизонты планирования, а не решения и проекты, рассчитанные на сиюминутную отдачу и немедленный результат".