В рамках Фестиваля науки и Всероссийской просветительской акции «Ученые в школу» в ИжГТУ стартовал цикл лекций «Разговор с ученым». Первую лекцию на тему «Вода глазами химика» прочитал д.х.н., доцент, зав. кафедрой «Химия и химическая технология» ИжГТУ Михаил Андреевич Плетнев.
В конференц-зале собрались школьники Регионального образовательного центра «ТАУ», который ведет работу с одаренными детьми Удмуртской Республики. Одновременно в онлайн режиме к лекции подключились и другие участники, включая жителей соседних регионов (в конце лекции поступил вопрос из Нижнекамска).
Открывая встречу, проректор по научной и инновационной работе ИжГТУ Андрей Николаевич Копысов представил собравшихся:
— Сегодня вместе со мной Михаил Андреевич Плетнев, доктор химических наук, известный ученый во всей России и за ее пределами. Член нескольких диссертационных советов по химии и председатель ГЭК аспирантов на кафедре «Технология электрохимических производств» Казанского технологического университета. Это человек, который химии посвятил всю свою жизнь. Начал эту карьеру, когда пошел в вуз, закончил вуз и не перестал быть химиком не только в душе, но и на деле.
Сегодня вместе с нами в этом зале ребята, которые являются учениками ТАУ, они пришли на открытый урок, в рамках которого Михаил Андреевич очень интересно расскажет о воде, той жидкости, с которой мы постоянно сталкиваемся.
Коротко М.А. Плетнев пояснил, почему сегодня речь пойдет именно о воде:
— Идея сегодняшней встречи заключается в том, что в последние годы интерес к химии существенно возрастает. В том числе директор Центра ТАУ Римма Римовна Бякова говорит, что в последнее время наблюдается взрывной интерес к химии среди школьников. Это очень здорово, мне это очень нравится. Для того, чтобы этот интерес был осмысленным, необходимо некое целеполагание — а что, собственно изучать, в какую сторону двигаться? Может быть, сегодняшняя наша встреча даст возможность сформировать какие-то идеи для тех, кому химия интересна.
Так получилось, что наука, которой я посвятил свою жизнь, это наука о коррозии. А коррозия чаще всего происходит в водных средах, поэтому проблемами строения, структуры воды так или иначе пришлось заниматься. Некоторые результаты, которые мы получили в рамках наших исследований, сегодня тоже покажем.
Вода — это уникальное вещество, о котором всем надо иметь представление. Давайте на него сегодня и посмотрим.
Далее М.А. Плетнев рассказал о некоторых удивительных свойствах воды, сопроводив это интересной презентацией.
По окончании лекции Михаил Андреевич отметил:
— Как мне показалось, вам было интересно (я много лет работаю преподавателем, вижу реакцию аудитории). Наверняка, узнали что-то новое. А для того, чтобы появилась какая-то рефлексия, это надо как-то переварить. Генерируйте вопросы в той или иной форме, я на них отвечу.
После ответа на несколько вопросов, поступивших от удаленных слушателей и присутствовавших в зале, М.А. Плетнев дал молодежи несколько советов:
— Я работаю в высшей школе с 1980 года. Так получилось, что это за время мне пришлось поменять совершенно разные направления деятельности: сначала был обычным преподавателем, потом — руководителем научного отдела в университете (это вообще другая работа, она с химией никак не связана. Она связана с общим представлением о том, куда может наука двигаться и как ее организовывать. По сути — это менеджер). Но химией занимался все время, статьи писал, со студентами мы работали и т.д. И чему-то научившись, приобрел умение работать с людьми, умение находить контакты, умение взаимодействовать с бизнесом и разными органами власти.
Я хочу сказать всем: в школе наукам не учат. Учат выжимкам из каждой науки, которые стали некими культурными составляющими жизни каждого человека, взятого из этой науки. Берите все, впитывайте, перерабатывайте, анализируйте, потому что реальная жизнь является дикой смесью деятельности, основанной на культуре из каждого варианта деятельности, в т. ч. из наук. Учитесь самостоятельному мышлению, без него в науке не бывает. Берите все и главное — научитесь этим багажом пользоваться.
Надо действовать, надо быть активным, чтобы эта активность была понятна окружающим. Единственное, что нельзя делать — это нельзя ждать.
Я всегда повторяю: ребята, учитесь. Первое — владеть языком. Русским, в первую очередь. Устным и письменным — это очень важно. Потому что людей, владеющих этим, немного, поверьте. Второе. Мы живем в открытом мире, а любая научная конференция — а я член Международного электрохимического общества — проходит на английском языке. Поэтому овладевайте английским языком. Он должен стать такой же частью общей культуры, как сейчас частью общей культуры стал компьютер, а до какого-то времени, и он был частью культуры лишь узких специалистов в области компьютеров. Все меняется, и это произошло у меня на глазах. Кроме специальных знаний надо владеть тем, что сейчас называется общекультурными компетенциями, а знания языков к ним, безусловно, относятся.
Михаил Андреевич и присутствовавшая на лекции начальник Управления научно-исследовательских работ ИжГТУ Ольга Александровна Дегтева поблагодарили аудиторию за внимание и вопросы, и выразили надежду в будущем видеть всех в числе студентов нашего университета.