15 ноября 1988 года с космодрома «Байконур» был запущен советский космический челнок «Буран» в первый (и единственный) раз.
В память выпускников Приборостроительного и Машиностроительного факультетов восьмидесятых годов прошлого века, а их было более шестидесяти человек, вспомним то грандиозное событие — 15 ноября 1988. Молодым офицерам боевых расчетов, которым Родина доверила обеспечение запуска и посадки орбитального корабля, было чуть больше 25 лет! И они успешно справились с этой задачей. ИжГТУ имени М.Т.Калашникова может гордиться своими выпускниками — офицерами космических войск СССР и России!
15 ноября 1988 года... Байконур видел многое, но после гагаринского старта он никогда не ликовал так, как в тот ноябрьский день. Борясь с сильным встречно-боковым ветром, орбитальный корабль «Буран» совершил ювелирную посадку на полосу аэродрома «Юбилейный» посадочного комплекса космодрома. Наблюдавшие за полетом летчики-испытатели сразу оценили мастерство, с каким была выполнена безмоторная посадка необычного аппарата в сложнейших погодных условиях. Наибольшее восхищение вызывало то, что никто не вмешивался в управление. Это казалось просто невозможным: полностью автоматическая посадка беспилотного космического аппарата на полосу аэродрома! История космонавтики такого еще не знала!
В сентябре 1988 г. ракету «Энергия» с пристыкованным орбитальным кораблем «Буран» на транспортно-установочном агрегате доставили в монтажно-заправочный корпус (МЗК). В течение месяца были произведены подготовка и заправка корабля высококипящими компонентами и сжатыми газами, установлены пороховые ракетные двигатели разделения ступеней, пиротехнические устройства автоматики отделения ОК.
В октябре 1988 года этап подготовки к запуску вступил в завершающую стадию. Ракета с кораблем на установщике, общей массой 3200 т, буксируемые двумя спарками тепловозов, начали движение на стартовую позицию. Большое внимание было уделено безопасности людей на объектах комплекса и в пристартовом районе. На основе данных по тротиловому эквиваленту возможного взрыва ракеты и корабля, были обозначены запретная (радиусом 2 км от СК), особо опасная (2-5 км) и опасная (5-8 км) зоны. Во время запуска изделия в случае отказа двигателей было возможно равновероятное его падение в любой точке на границе опасной зоны, поэтому расчетная зона эвакуации людей, не входивших в боевые расчеты, определялась территорией радиусом до 13,5 км. На посадочном комплексе, находившемся в 11,5 км от старта, о вероятности падения ракеты во время запуска думали во вторую очередь — всех гораздо больше волновала предстоявшая автоматическая посадка «Бурана». Даже малейший «промах» мог привести к тяжелым последствиям, начиная от разрушения, находившегося в непосредственной близости от посадочной полосы объединенного КДП и заканчивая многочисленными жертвами в городе Ленинске.
Пуск назначили на 29 октября 1988 г. В тот день стояла прекрасная погода: голубое бездонное небо и легкий ветерок. Предстартовая подготовка и заправка проходили штатно. Приближался самый ответственный момент. Тысячи людей заняли свои рабочие места.
Начался процесс запуска... За 53 секунды до старта вычислительный комплекс выдал команду АПП — аварийное прекращение пуска. Как выяснилось позже, от ракеты не отделилась в установленное время плата прицеливания. Руководителям пуска пришлось принять трудное решение на отмену полета и слив топлива. Причину задержки отхода платы нашли не сразу. Она оказалось прозаически простой: механизм отвода развивал недостаточное усилие, чтобы «оторвать» плату, закрытую пылезащитным резиновым кожухом, который крепко «приварился» к элементам конструкции платы. Злополучный механизм, конечно же, доработали, но преподнести подарок к очередной годовщине Октябрьской революции, как было принято в те годы, уже не удалось.
Старт был перенесен на 15 ноября 1988 г. К этому дню погода резко изменилась. Небо затянуло низкой сплошной облачностью, значительно похолодало, стал накрапывать мелкий дождь. Это грозило образованием на поверхностях корабля и ракеты ледяной корки, и если бы ее толщина превысила 2 мм, то пуск пришлось бы снова отложить. Ситуация становилась опасной. Почти за 10 минут до старта представитель метеослужбы космодрома вручил руководителю боевого расчета пуска «Энергии» штормовое предупреждение, гласившее об усилении ветра до 20 м/с и дальнейшем понижении температуры. И все же после выяснения у теоретиков запасов по нагрузкам, было принято решение нажать кнопку «Пуск».
И вот — время 06 часов 00 минут! Из клубов выхлопных газов, подсвечивая это огромное бурлящее облако огненно-красным светом, начала медленно подниматься ракета, словно комета со сверкающим ядром и хвостом, направленным к земле! Обидно коротким было это зрелище! Через несколько секунд лишь затухающее пятно света в покрове низких туч свидетельствовало о неистовой силе, которая несла наш «Буран».
Во всем мире наблюдали за полетом «Энергии-Бурана». «Энергия» вывела «Буран» за 476 секунд на высоту около 150 км. После отделения корабля был осуществлен двукратный запуск его двигательной установки, что обеспечило достижение первой космической скорости и выход на опорную круговую орбиту высотой 260/250 км с наклоном 51,6° и периодом обращения 89,5 мин. Задание предусматривало выполнение только 2 витков —205 минут полета. Заправка «Бурана» топливом была минимальной — 8 т. В последующих полетах, при полной заправке 14 т топлива, корабль с грузом 27 т мог выйти на орбиту высотой 450 км. Для выполнения длительных и особо энергоемких программ полета (орбита до 1000км) предусматривалась установка дополнительных топливных баков в отсеке полезной нагрузки, что удваивало максимальный запас топлива.
А на посадочном комплексе погода ухудшалась с каждой минутой — слева, под 30° к направлению посадки, по-прежнему дул сильный, порывистый ветер со скоростью 15 м/с, при порывах — до 18-20 м/с. Нижний край сплошной облачности — 500 м, видимость — более 10 км.
На втором витке автоматика корабля сориентировала его хвостом вперед и включила двигательную установку на торможение. Затем «Буран» опять развернулся, и через полчаса на высоте 100 км над Африкой начал аэродинамическое торможение с заданным углом атаки. Вскоре его окружила плазма, и передача информации с борта прекратилась на 20 минут. Она возобновилась, когда корабль находился на высоте 50 км в 450 км от места посадки.
Корабль летел по траектории снижения очень устойчиво. Никаких повреждений облицовочной плитки на «Буране» летчик не заметил. Низ фюзеляжа был одного цвета, ровный. Ничто не могло помешать выпуску шасси. Рули на автоматические команды реагировали мгновенно. Так и летели парой: самолет и орбитальный корабль.
Порывы ветра на посадке доходили до 20 метров в секунду. Корабль это учел и боролся с боковым ветром, «сознательно» сделав отворот от посадочного курса градусов на 15-20. Ветер ведь не встречный, а «боковик», вот и летели самолет и корабль боком. «Буран» сел, как и положено в таких условиях, на одну ногу. Сначала левой коснулся, поправил нос, через 30 метров опустил на ВПП правую ногу. Уклонение от оси полосы — три метра. Это и для первоклассного летчика на оценку «отлично». А «Буран» и на пробеге «искал» осевую линию. К моменту остановки он был правее центра ВПП менее 50 сантиметров!
И вот «Буран» стоит посреди аэродрома. Казалось, все вокруг остановилось, даже ветер затих, только в хвосте у корабля попыхивает пламя дожигания топлива. Нет — это не макет, как раньше — это он, — настоящий «Буран»!
После триумфального полета «Бурана» разработчики УРКТС пытались доказать руководству СССР целесообразность продолжения работ, но финансирование с каждым годом стало сокращаться, а вся стартовая инфраструктура постепенно пришла в негодность, попросту была разграблена или уничтожена, когда после закрытия программы космодром покинули военные специалисты. В СМИ развернулась кампания о разорительности для государственной казны столь масштабных космических программ, и стало перерастать в уверенность ощущение, что орбитальному кораблю не суждено больше летать.
«Бурану» посчастливилось вновь подняться в небо 12 мая 1989 года. В этот день был выполнен первый испытательный полет с аэродрома Юбилейный комплекса «Мрія-Буран». Ан-225 самый мощный транспортный самолет СССР был создан во многом благодаря Бурану и в мае 1989 года во Францию стартовала эта уникальная авиационная транспортная система для участия в аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже.
И еще однажды «Буран» оторвался от земли с помощью Ан-225. В апреле 1991г. на Байконуре состоялся воздушный парад, посвященный 30-летию полета Гагарина. 12 апреля «Мрія-Буран» последний раз были вместе.
«Буран» был разрушен 12 мая 2002 года вместе со своей ракетой, когда на них рухнула обветшалая крыша монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Орбитальный корабль погиб не как герой, в пламени ракетного огня, а умер как бомж под развалинами.