«Научный полк»: в небесах мы летали одних...

Вспоминаем тех, кто сражался за Родину... 70 лет назад, в штате только что открывшегося Ижевского механического их было более ста — от шоферов, библиотекарей и лаборантов до преподавателей, деканов и ректора. Еще столько же фронтовиков — в списках студентов ИМИ 1950-60-х годов.

 

В небесах мы летали одних...

В небесах мы летали одних, мы теряли друзей боевых,
Ну, а тем, кому выпало жить, надо помнить о них и дружить.

Евгений Долматовский

«Воспоминание об эскадрилье «Нормандия»

Мулланур Сагитов — выпускник Ижевского механического института 1963 года, специальность — «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» кафедры «Металлорежущие станки и инструменты» (в 2004 г. она была переименована на «Автомобили и металлообрабатывающее оборудование»).

Татарская фамилия «Сагитов» в Ижевске — не редкость. Красивая фамилия, образованная от арабского имени Сагит, — «счастливый, беспечный». Герой нашей истории — тоже Сагитов, да еще и назвали его Мулланур — «сияющий духовный учитель» (буквально: «мулла» — владыка, «нур» — луч, свет).

Родился маленький Мулланур Сагитов 17 августа в 1924 году в семье ижевчан Гатауллы и Хаят, на улице Татарской, 95. 8 классов окончил в 1940-ом, пошел работать на завод, также, как и его старшие сестры Василя, Кашифа и брат Фарид. В июне 1943-го года, когда Мулланура призвали в армию, он работал на механическом заводе (№ 74) слесарем.

Сначала призывника направили в Казанское танковое училище, позже — в Переславльзалесское авиационное. В маленьком городке казармы школы младших авиационных специалистов (32-я дивизионная ШМАС) располагались в постройках Фёдоровского монастыря. В монастырском дворе был строевой плац и спортивные площадки, в бревенчатых домах восточной части монастыря — жили офицерские семьи. Здесь, в сентябре 1943 года, Мулланур получил специальность авиационного техника, звание сержанта и был отправлен во второй истребительно-авиационный полк.

А в декабре того же года — он оказался в Туле, где и попал в 303 истребительно-авиационную дивизию: полевая почта 45144, полк «Нормандия-Неман», механик-авиамоторист французского летчика Константина Фельдзера.

В архивном личном деле студента ИМИ на 20 листах — нет ни единого слова про легендарную эскадрилью союзников, и в анкете — всего одна строчка о войне: «...в 1943-го призван в армию. С мая 1944 г. по май 1945 года — участник боев ВОВ, авиамеханик». О чем фронтовик рассказывал близким людям — мы уже не узнаем, и спросить не у кого: родственников, которые были лично знакомы с Сагитовым, уже нет на свете.

Но зато есть данные базы сайта «Бессмертный полк»: «В качестве механика -авиамоториста прикреплен к французскому летчику Константину Фельдзеру. Участвовал в Восточно-Прусской операции, форсировании Немана. Демобилизовался в 1950 году. Награжден: Орденом «Отечественной Войны» II степени, медалями «За Победу над Германией», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», 6 юбилейными медалями. А еще — представление 1944-го года к медали «За боевые заслуги»: «Сагитов Мулианут Гатулович, призванный Ижевский РВК, Удмуртская АССР, сержант, 1924 г. р. воинская часть- 1 оиап «Нормандия»...

Зато о легендарной «Нормандии», о командире Мулланура Сагитова — известно многое. Есть многочисленные исследования и мемуары, фильмы о «Нормандии-Неман», и сам Константин Фельдзер оставил несколько книг воспоминаний, в том числе, «On y va, aventures d’un pilote français» («Вперёд, приключения французского пилота», 1987 год).

Так или иначе, а история эскадрильи и полная приключений жизнь французского летчика, помогают и нам представить фронтовые годы нашего земляка.

Полк «Нормандия-Неман»

Начнем с того, что организация французской эскадрильи тоже не обошлась без... Ижевска. Любому ижевчанину известна улица маршала Фалаеева, но едва ли каждый знает, что наш земляк в некотором смысле — отец «Нормандии-Неман». Федор Фалалеев, уроженец Вавожа, юный резчик обойм на Ижевском оружейном и 19-летний доброволец Красной Армии 13 лет прослужил в пехоте. А потом — всего за 12 лет в Военно-Воздушных силах дослужился до звания маршала и заместителя командующего ВВС! Кстати, в отличие от многих других высших командиров, сам умел управлять несколькими типами самолётов.

Фёдор Яковлевич и являлся главным представителем от СССР на переговорах по вопросам создания советско-французской эскадрильи «Нормандия» (впоследствии полка «Нормандия-Неман»).

25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение об участии частей ВВС Франции в военных операциях на территории Советского Союза. Тогда же в результате стороны договорились не только о военном взаимодействии в борьбе с общим врагом, но и о военно-техническом сотрудничестве. Так, 26 ноября 1942 года генерал-лейтенант авиации Фёдор Фалалеев в своём докладе Иосифу Сталину сообщает: «Капитан Мирлес — член Военной миссии, являясь большим специалистом по антиобледенителям, предложил безвозмездно передать ВВС Красной Армии ряд своих изобретений и новинок, позаимствованных им в английских ВВС».

В декабре 1942 года первые французские добровольцы (14 летчиков и 58 механиков) прибыли в СССР. Формирование эскадрильи проходило на аэродроме в городе Иваново.

Летчики назвали свой полк «Нормандия» в честь северной провинции Франции, которая больше других областей пострадала от фашистов. Первый командир полка «Нормандия—Неман» Жан Луи Тюлян тогда сказал: «Пусть это название всегда будет напоминать нам о муках и страданиях наших жен и детей. Пусть оно переполняет наши сердца ненавистью к проклятому врагу и станет постоянным призывом к беспощадной борьбе»

Полное наименование французского формирования: «1-й отдельный истребительный авиационный Неманский Краснознамённый ордена Александра Невского полк «Нормандия» вооружённых сил Сражающейся Франции».

Эмблемой полка стала эмблема Нормандии, где львы на гербе обозначают силу, мужество и отвагу, эти львы были на фюзеляжах их самолетов. К началу 1943 года все «нормандцы» летали на «яках» с красными звездами, но между винтом и кабиной с обеих сторон каждой машины было три цветные полосы: синяя, белая и красная — цвета флага Франции.

Французские пилоты были иностранцами — но не наемниками; когда им попытались предложить премии за победы (тысяча рублей, большие деньги!), они с возмущением отказались. Гитлер издал специальный указ: французских летчиков в плен не брать, расстреливать на месте, как партизан.

Так возникла знаменитая французская истребительная авиационная эскадрилья, слава о которой облетела весь мир.

Полк был отмечен советскими орденами Красного Знамени и Александра Невского, медалями «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией». Французские награды «Нормандии — Неман» — орден Почётного Легиона, Крест освобождения, Военную медаль, Военный крест с шестью пальмовыми ветвями.

96 лётчиков, проходивших службу в полку, были награждены 112 орденами Советского Союза, четверо удостоены звания Героя Советского Союза. За время ведения боевых действий 42 лётчика погибли и пропали без вести.

20 июня 1945 года французские лётчики полка на 40 самолётах Як-3, переданных Советским Союзом в дар Франции, вылетели на родину, где на аэродроме Ле Бурже под Парижем героев встречали до полумиллиона человек.

Добавим, что «Нормандия — Неман» объединяла 16 национальностей- не только французы, но и евреи, арабы, армяне, украинцы, русские... Целый список детей русских эмигрантов, с честью сражавшихся за свою Родину: Альберт Львович Мирлес, Ростислав Львович Углов, Жорж (Георгий Яковлевич) Лебединский, Мишель (Михаил Романович) Шик, Поль (Павел Сергеевич) Пистрак, Андрей Познанский — самый молодой из пилотов «Нормандии», и — один из первых погибших.

А также — Александр Георгиевич Стахович, русский аристократ, переводчик. Как-то пролетая на полковом Як-6, он глянул в иллюминатор и сказал: «Когда-то эта земля принадлежала моей семье. Но сейчас это не имеет никакого значения, главное, что моя Родина, похоже, побеждает в этой войне». А также — уроженец Иркутска, доктор экономики, топ-менеджер сингапурского филиала одного из французских банков Анатоль (Анатолий) Коро. Человек бизнеса, он быстро наладил питание в «Нормандии» (разговорчики французов о том, что «греча — птичья еда» навсегда прекратились, с лёгкой руки Анатоля вошло в обиход русское слово «Сталовая»). После войны он управлял киностудией на Ближнем Востоке. А также- непревзойденный организатор стихийных и плановых праздников с крепкими напитками, авианаводчик и переводчик Игорь (Всеволодович) Эйхенбаум (русский, французский и немецкий языки- в совершенстве).

Боевой командир нашего Мулланура Сагитова — тоже из этого славного списка...

Бонжур, камарад!

Константин Львович Фельдзер (12.10.1909 — 29.12.1988) — французский летчик российского происхождения. Его дед, ещё в ХVIII веке бежал в Россию из Германии (Эльзасса) в числе протестантов, спасавшихся от преследований католиков. Константин родился в Киеве, в одной из самых состоятельных еврейских семейств юга России.

Отец летчика — присяжный поверенный Лев Фельдзер (1876–1928), выпускник юрфака Киевского Императорского университета, работник шведского консульства был вывезен со всей семьей при эвакуации работников шведской дипломатической миссии в 1920 г и поселился в Париже. Лев Фельдзер занимался различными видами коммерческой деятельности между Францией и РСФСР, в частности, открыл филиал киностудии Патэ «Патэ-Норд» в Москве и вместе с Игорем Сикорским занимался открытием авиалинии Москва-Париж.

Константин Фельдзер учился в одной школе с Альбером Мирлесом (сын питерских революционеров, будущий организатор авиаполка «Нормандия-Неман») и в одном классе с Анри Труайа (французский писатель- классик, урожденный Лев Асланович Тарасов). Константин закончил Военную школу Бреге, вступил в ВВС Франции и получил свидетельство лётчика еще в 1929 году. Начало войны с фашистской Германией сержант Фельдзер встретил в составе истребительной эскадрильи «Сант-Иглевер».

Добавим, что воинская служба и романтика неба — вообще семейная традиция династии Фельдзеров. Братья Константина —тоже военные лётчики: Вадим воевал во Французском сопротивлении в советских отрядах Веркора, попал в плен и расстрелян в 1944 году; Алексей — погиб во время полёта. Племянники — лётчик и деятель в области аэронавтики Жерар Фельдзер — директор Музея аэронавтики в Ле —Бурже (2005–2010) и Жорж Фельдзер, — также директор этого музея.

Во время кампании 1940 г. Константин Фельдзер был первый раз сбит, несколько недель выбирался из окружения, догонял свою эскадрилью, переведённую к тому времени в Алжир. Горькое известие о капитуляции французских войск 17 июня 1940, он встретил, уже находясь в Алжире, и решил бежать в Англию, чтобы присоединится к силам «Сражающейся Франции» во главе с генералом Де Голлем.

В ноябре 1940 г., ночью в шторм, он пытался на лодке доплыть до Гибралтара, но был выброшен на испанский берег, арестован и выдан французским властям. В декабре 1940 г. по чужим документам он снова пытается покинуть Алжир и на этот раз попадает в тюрьму. Его судят и отправляют в Тунис, где он просидит за решеткой до 25 мая 1942 г. Кстати, в тюрьме он получал личное приглашение вступить в антибольшевистский легион в обмен на свободу. Пьер Костантини, один из организаторов легиона французских добровольцев, воевавшего против СССР в составе Вермахта, в то время пытался создать летную часть в составе подразделения.

Но, Фельдзер остался за решеткой. А выйдя- вернулся в неё через несколько дней. Фельдзер был дежурным по аэродрому, когда в воздухе появились американские самолёты: союзники начали вторжение в Северную Африку.

— Поднимайте истребители! — требовало по телефону начальство. — Открывайте огонь из зениток!

 Чёрта с два! — упёрся Константин. — Американцы воюют с немцами. Я не буду драться с врагами фашистов!

На этот раз он сидел только два месяца. Американские войска захватили Алжир, и его территория отошла «Сражающейся Франции». Фельдзера освободили, он снова начал летать. В 1943 году принял участие в боях за итальян­ский остров Сицилия, где отчаянному пилоту удалось сбить два немецких самолёта.

Когда Константин узнал, что в России сражается французский авиаполк он загорелся идеей попасть в его ряды. Узнав о саботаже командования набора пилотов в «Нормандию», он сам в Алжире занимается формированием группы пополнения, с которой и прибыл в СССР в декабре 1944 г. Одно смущало — будут ли у советских вопросы к сыну белоэмигрантов? Вопрос решился на встрече с консулом СССР.

— Я хочу воевать в «Нормандии», — заявил Фельдзер. — Но моё происхождение...

— Нас это не интересует, — отрезал консул. — Также нам безразличны политические взгляды французских пилотов. Они могут быть республиканцами, роялистами, коммунистами или убеждёнными бонапартистами. Мы просим одного — сражаться с гитлеровской Германией.

Так герои нашего рассказа и фронтовые товарищи оказались в одном полку .... Кстати, во всех воспоминаниях о «Нормандии», хотя и с разными подробностями, рассказывают один и тот же эпизод: в первые же дни в «международной» эскадрильи возникла проблема обращений летчиков и механиков: французы просили к ним обращаться «господин», а советские механики отказались это делать. Выход как раз нашелся в «переговорах» между Фельдзером и его механиком: принять обращение «Товарищ командир» или «Мой командир». Возможно, успешным «дипломатом» и был наш Сагитов.

Из воспоминаний другого механика эскадрильи, Василия Лаврентьевича Пономаренко из Омска. Первый его подопечный — Альбер Прециози погиб в августе 1943 года. Он также готовил к вылетам и самолет К. Фельдзера:

«Очень тяжело привыкали наши иностранцы к зиме — снег, мороз, да и питание стали для многих настоящим испытанием. Как известно, основная пища солдатская — каша. Плохо они к ней относились, называли гречку птичьим кормом. Особенно возмущались их механики, так их постепенно почти всех на наших, русских, заменили. Где-­то весной сорок третьего нас перевели на полевой аэродром Полотняный Завод. Летчики жили в избах, а нашему брату распределили землянки, ближе к самолетам. К приезду летчиков их нужно было протопить, чтобы им было, где согреться перед полетами и после. Интенсивно проводились тренировочные полеты, чтобы летчики как можно лучше освоили наши Яки (первой боевой машиной французов стал истребитель конструкции А.С. Яковлева — Як­1Б, позднее более совершенные Як­9 и Як­3 — ред.)

Механики обязательно находились на взлетной полосе. Когда начались боевые вылеты, мы, технари, с трепетом в душе ждали их возвращения. Каждый вылет мог продолжаться не более полутора часов, на том исчерпывался весь запас бензина. Но эти полтора часа душевных мук казались вечностью... Как машина в полёте? В бою?.. И когда ухо улавливало знакомый рокот моторов, каждый механик выбегал на открытое место и старался узнать в воздухе свой «ястребок», своего командира. И когда опознавал его, облегченно вздыхал: «Ну, слава богу, вернулся, жив! Всё в порядке!»

Механики, оружейники, мотористы, радисты работали по вечерам, а если надо — и ночью. Устраняли повреждения самолетов, полученные в бою, чистили оружие, регулировали оборудование. Утром каждый техник докладывал: «Мой командир, самолет к бою готов!»

А Костя был из русских евреев- ­эмигрантов. Говорил по-­русски. С ним было легко работать. Константин всегда рвался на задание, на его счету очень много боевых вылетов (около 40. — ред.)»

Но однажды Фельдзер не вернулся из полета.... 1 августа 1944 года жители Кёнигсберга стали свидетелями воздушного боя над городом. Пять истребителей с красными звёздами на крыльях вели бой с двенадцатью «фоккерами». Один немецкий самолёт рухнул на землю, объятый пламенем. Та же участь постигла и два совет­ских истребителя — один из них, оставляя шлейф чёрного дыма, ушёл в сторону восточной окраины города, из другого выпрыгнул пилот с парашютом, — это был Константин Фельдзер.

Лётчиков полка «Нормандия» в плен не брали — расстреливали на месте. С Роже Пино, сбитым в том же бою, так и поступили. Раненый француз посадил свой самолёт на окраине Кёнигсберга, но ему даже не дали вылезти из кабины — застрелили прямо в кресле пилота.

А к лётчику, который приземлился прямо в центре города — на улице Штайндамм (ныне Житомирская) бросились полицейские... Пилоту повезло — на месте его не расстреляли, может быть потому, то пленный сильно обгорел и потерял зрение. Его отволокли в комендатуру. В гестапо Константина пытали, он выдержал 24 допроса, но только нещадно матерился и твёрдил, что он русский — и точка. Конец войны был уже не за горами, и нацисты «работали» без былого огонька. Пилота отправили в лагерь советских военнопленных неподалёку от Кёнигсберга. Русские товарищи по несчастью помогали Константину, чем могли. Через неделю у раненого пилота восстановилось зрение.

Советские войска уже ворвались в Восточную Пруссию и пленных срочно эвакуировали вглубь Германии. Фельдзер оказался под Гамбургом. Содержался он вместе с другим пилотом «Нормандии» Жаном Бейсадом, с которым в марте 1945-го они решили бежать. При побеге потеряли друг друга и Бейсаду бежать не удалось, а Константин Фельдзер с двумя советскими офицерами, благодаря помощи французского рабочего, выбрались на свободу. Всем троим удалось выйти в расположение американских войск. Константин вернулся во Францию — к жене, у которой на руках было уже две «похоронки» на мужа. Одна — 1940 года, вторая — 1944-го и — посмертный орден Освобождения.

Константин Фельдзер — один из 40 пилотов «Нормандии-Неман» триумфально вернувшихся в 1945 г. во Францию на советских самолетах. В июне 1945 г. он пытался вступить в Красную Армию — пойти добровольцем на войну против Японии...

Однако, в это время в штабе ВВС Франции отказались говорить о восстановлении летчика в армии, ссылаясь на отсутствие документов о его службе после 1943 года, производстве в офицеры и переводе в «Нормандию». Зато имелись две «похоронки», полученные его «вдовой», и пенсия на погибшего, которую его просили немедленно вернуть. Фельдзер с трудом добился восстановления в рядах французских ВВС в звании младшего лейтенанта, но из-за острых конфликтов с руководством в 1945 году был вынужден покинуть армию в звании капитана запаса и продолжил карьеру в ВВС, став заместителем куратора музея авиации.

В 1948 году Фельдзер вместе с супругой совершил путешествие на автомобиле от Парижа до Красноярска. В конце 60-х годов работал корреспондентом журнала «Международная Авиация» в Москве, во внешнеторговой горно-металлургической компании Карбонаж де Франс по связям с СССР. Занимался продвижением французских разработок в СССР и советских — во Франции, способствовал советскому участию в строительстве тоннеля под Ла Маншем. Благодаря его участию СССР построил несколько доменных печей во Франции, последняя под Марселем была построена уже в перестройку. Имел друзей в театре на Таганке и участвовал в его гастролях во Франции. Был хорошо знаком с Мариной Влади и Владимиром Высоцким. В 1963 году после выступления по советскому телевидению он встретился в Киеве с Иваном Грязновым и Филиппом Гуреевым, с которыми бежал из фашистского плена...

Скончался Константин Фельдзер в 1988 году в Париже. Похоронен на Пер Лашез. За службу в военной авиации был награжден офицерским крестом Почетного Легиона, орденом Освобождения, Военным крестом с пятью пальмами, двумя советскими орденами «Отечественной Войны» и медалями «Сопротивления», «За ранение», «За побег из плена», «За победу над Германией».

Младший сын его брата Вадима, погибшего в Сопротивлении, Жерар Фельдзер был директором музея авиации и космонавтики в Ле Бурже, в котором установлен последний сохранившийся Як-3 полка «Нормандия-Неман.

Авиамеханик «Нормандии» сержант Сагитов

После отъезда французского технического персонала в августе 1943 г. из Советского Союза обслуживание самолетов полка было полностью возложено на советских инженеров, механиков и техников.

Советский инженерно-технический персонал (техники, механики, оружейники, электрики) полка не был постоянным, а менялся в зависимости от численности французского летного состава и самолетного парка полка.

В период освоения французскими летчиками советских истребителей на авиабазе в Иванове к эскадрилье «Нормандия» было прикомандировано 2 штабных офицера и 20 технических специалистов.

С преобразованием в июле 1943 г. эскадрильи в авиаполк «Нормандия» в составе трех эскадрилий численность советского персонала в полку возросла до 56 191 сержант и 10 рядовых; в 1945 г. — 228 человек — 59 офицеров, 179 сержантов и 10 рядовых.

За время пребывания полка «Нормандия — Неман» в СССР с 29 ноября 1942 г. до 15 июня 1945 г. советский техперсонал обеспечил обслуживание 11924 вылетов французских летчиков, из них 5240 боевых вылетов.

Когда уже после войны французского летчика Ролан де ля Пуапа спросили: «Какое место в Вашей боевой работе занимали наши механики?», он ответил: «Без механика нет самолета».

Часто самолеты прилетали с боевого задания поврежденными, но техники и механики не давали им долго застаиваться. Одна бессонная ночь — и машины были готовы к вылету. Авиамеханик «Нормандии» из Иванова Реас Михайлович Куликов вспоминал так: «Наша работа в основном начиналась после окончания полетов вечером и иногда велась до утра. К этому времени самолет должен быть надежно подготовлен. И мы старались. Во всем полку не могу припомнить ни одного случая отказа какого-либо механизма самолета в полете или при посадке. Надежность была абсолютной. Летчики нашей подготовке доверяли».

Авиамеханик «Нормандии» Мулланур Гатауллович Сагитов демобилизовался и вернулся домой, в Ижевск, только в 1950 году. Работал в органах МВД, потом в 1953-ем уволился по собственному желанию и поступил работать на Глазовский Чепецкий завод. В 1955 году был переведен на п/я № 381 в Глазове, встал в ряды строителей ядерного щита державы.

Как известно, 9 декабря 1946 года было принято Постановление Совета Министров СССР об организации на базе бывшего патронного завода № 544 Министерства вооружений в г. Глазове промышленного комплекса по производству металлического урана — Чепецкого механического завода (сегодняшнего АО ЧМЗ), определившее дальнейшую судьбу города Глазова.

11 декабря 1947 года на предприятие «почтовый ящик» № 38 (п/я 38) прибыл его первый руководитель в ранге директора — А.Р. Белов, ранее организовавший урановое производство на заводе № 12 в городе Электросталь. В Глазове велось громадное строительство производственных корпусов, ввод их в эксплуатацию и, несмотря на возникавшие трудности, коллектив п/я № 38 выполнил производственный план 1950 года, и в октябре этого же года вышел на проектную мощность по выпуску продукции досрочно.

В 1955 году Сагитов назначен слесарем 5-го разряда, затем — 6-го наивысшего разряда цеха основного производства п\я38. Завод уже к началу 60-х годов был уникальным предприятием: кадры от директора, руководителей всех рангов, инженеров, служащих, рабочих — штучный товар, способный на решение любых задач. Была тогда у глазовских заводчан такая шутка: «Прикажут — сделаем самолет!»

В связи с бурным развитием атомной энергетики в мае 1957 года на заводе началось строительство цеха по производству металлического циркония, в 1959 г. получены первые слитки циркониевых сплавов. В Ноябре 1966 г. завод приступил к строительству цехов прокатно-прессового производства для изготовления изделий из циркониевых сплавов.

Сагитов работал и учился заочно: сначала закончил 4 курса Уральского «политеха» (Уральский политехнический институт им. С. М. Кирова), строительный факультет, потом перевелся на 3 курс механического факультета, а оттуда — на 6 курс заочного ИМИ: «... от Сагитова, проживающего в г. Глазове, Парковая, 8, заявление на имя директора ИМИ Остроумова... В январе с. г. в связи со сложившимися семейными обстоятельствами я затребовал документы из УПИ в надежде поступить в ближайший вуз- Ижевский механический. Декан заочки Свалов порекомендовал мне подать документы для поступления к началу следующего учебного года».

Мулланур Сагитов закончил Ижевский механический институт в 1963 году. Диплом — «Проект переналаживаемой автоматической линии механической обработки глухих крышек к редукторам РЦД», руководитель — главный инженер завода им. В. И. Ленина Шубин В. А.

«... В выполнении дипломного проекта дипломант показал хорошие теоретические и практические знания, подготовленность к получению высокого звания инженера. В проекте заслуживает внимания механизм захвата детали, подробный расчет которого дан, простой по конструкции, он позволяет автоматизировать разгрузку и загрузку станков линии. Полнота расчетов, выполнение графических работ, разработанный техпроцесс обработки позволяют признать отличной работу Сагитова М. Г. Рецензент — старший инженер Рассулова».

Защитился Сагитов на «отлично», приказом от 30 декабря 1963 года по Ижевскому механическому институту МВ и ССО РСФСР ему присвоена квалификация «инженер-механик».

В Глазове нам удалось отыскать внучку Мулланура Гатаулловича по отцовской линии, Ольгу Ситчихину. Она рассказала, что у него было трое детей: старшая дочь и два сына. У самого младшего — Александра Сагитова (умер в 2009г.) выросли две дочери — Ольга и Мария, внучки фронтовика. Семья Ольги Ситчихиной — муж, дочь и сын, — глазовчане, дети еще школьники. Мария с дочерью живут в Краснодаре, она девичью фамилию не меняла, и они обе — Сагитовы. В семье знают, что у Мулланура Гатаулловича были родственники в Казани и Ижевске, но сведений о них нет...

 

*В статье использованы материалы печатных и интернет-СМИ, «Живой книги ИжГТУ», архивы технического университета и Управления по связям с общественностью ИжГТУ имени М.Т. Калашникова

Дата: 26.04.2023
Полезная информация