Вспоминаем тех, кто сражался за Родину... 70 лет назад, в штате только что открывшегося Ижевского механического их было около ста — от шоферов, библиотекарей и лаборантов до преподавателей, деканов и ректора. Еще столько же фронтовиков — в списках студентов ИМИ 1950-60-х годов.
Почетный ветеран института, доцент Геннадий Аркадьевич Глушков более 30 лет отдал родному Ижевскому механическому институту: в его трудовой книжке — 28 благодарностей, он награжден знаком «Ударник 9-й пятилетки». Он принадлежит к тому поколению преподавателей и сотрудников «Механа», которому мы обязаны становлением молодого вуза и в целом — высшей технической школы республики. Но все это было уже потом, после войны...
В 1939 году мужчин, рожденных в 1924 году в СССР, было 2,27 млн, в 1959 году их осталось половина — 1,29 млн. человек. Гена Глушков тоже родился в 1924 году, 29 апреля в семье ижевского учителя. Сам Гена учился в одной из старейших ижевских школ — № 27 (в 1937 году из двухэтажного деревянного здания на улице Горького, эта школа переехала в каменное четырехэтажное на улице Карла Маркса).
Когда началась Великая Отечественная война, с августа 1941-го по март 1944-го в школе базировался военный госпиталь, ученики скрашивали досуг раненых, устраивали для них концерты, именно в этой школе в июле 1941 года была организована первая в Ижевске тимуровская команда.
Учителя и выпускники 27-ой уходили на фронт, девушки после уроков проходили курсы медсестер, девочки 6–7-х классов — готовились работать воспитателями в детских садах, а военную учебу проходили все мальчишки 8–10-х классов.
В комнате боевой славы школы среди других портретов выпускников 1942 года — есть и портрет Геннадия Глушкова. Этот выпуск 27-ой оказался на редкость счастливым — все ребята, ушедшие тогда на фронт, уцелели в жестоких боях, все вернулись домой в Ижевск...
Военной весной 1942-го, еще до выпускных экзаменов, десятиклассникам предложили выбрать военное училище по желанию. Гена Глушков очень хотел стать авиатехником — кто ж тогда в Ижевске, где был знаменитый на всю республику аэроклуб, не «болел» самолетами? Но медкомиссия решила иначе, и решение отложили до осени. Геннадий пошел работать на Металлургический завод, а уже в сентябре получил повестку в Пастуховский РВК.
Сначала его направили в пулеметное училище, затем — в школу младших командиров, где он служил во взводе связи до конца 1943 года. Боевое крещение рядовой Глушков принял, еще не доехав до фронта, под Сарнами, на Западной Украине, когда эта железнодорожная станция попала под жестокую бомбежку. Следовавший впереди эшелон пострадал особенно сильно, -и Геннадий с товарищами видел, как необстрелянные новобранцы, выскочив из теплушек, пытались рассредоточиться и взрывались на минном поле, которое было сразу за насыпью... Многое довелось ему повидать еще до первого боя, а потом — приходилось и в атаку ходить, и ползти в цепи под огнем...
Г. А. Глушков — участник боев на 1-ом Украинском и 3-м Белорусском фронте, боев за взятие г. Ковеля Волынской области Украины. 15-18 марта 1944 года в ходе Полесской наступательной операции Ковель был окружен советскими войсками. Немецким командованием Ковель был объявлен фестунгом (укрепленным местом/крепостью). Штурм города продвигался медленно и был прекращен после успешного деблокирующего удара немецких войск в начале апреля 1944 года. 6 июля 1944 года Ковель был освобождён частями 47-й армии 1-го Белорусского фронта, а девяти воинским соединениям и частям, освобождавшим город, было присвоено почётное наименование «Ковельских».
Рядовой 1283-го стрелкового полка 60-й стрелковой дивизии Геннадий Глушков награжден медалью «За отвагу» и Орденом Отечественной войны I степени
Тяжелое ранение Геннадий Аркадьевич получил не в бою, но война — везде война, везде достанет. Он провожал до медсанбата легкораненого командира роты капитана Комаристого. Они шли у шоссе по обочине, Глушков — у самой кромки, капитан — правее. С ними поравнялся встречный «Виллис», и в тот же миг машину разнесло взрывом замаскированной противотанковой мины. Командир погиб на месте, а Геннадий был тяжело ранен. Его подобрали, отправили в медсанбат. Последовало долгое и мучительное лечение в киевском госпитале, потом вердикт врачей — инвалидность.
Демобилизовавшись и вернувшись в Ижевск, весной 1945-го Геннадий поступил в Удмуртский педагогический институт (будущий УдГУ), работал на лесозаготовках вместе с другими первокурсниками, начал учиться, но... увлеченность техникой и призвание взяли свое: он перевелся в Московский автомеханический институт, который и окончил в 1950 году. Молодого инженера направили на Ижевский машиностроительный завод, сначала замначальника цеха, потом он стал и начальником цеха. Но судьбоносная встреча с профессором ИМИ Николаем Васильевичем Воробьевым привела его в «Механ».
С 1963 года — он старший преподаватель «Детали машин и ПТМ» ИМИ. На основе работ по исследованию зубчатых цепей в 1968 году он защитил кандидатскую диссертацию, переведен на должность доцента, затем стал доцентом кафедры. Им опубликовано 20 научных работ, создан и внедрен в практику цепного производства ряд стандартов, повысивших качество изготовления цепей.
Человек общительный и деятельный, он всегда сочетал научную и педагогическую деятельность с общественной работой: член и секретарь партбюро факультета, председатель правления общества «Знание», председатель правления НТО «Машпром» ИМИ.
Вышел на пенсию Геннадий Аркадьевич 29 августа 1994 года.