Вспоминаем тех, кто сражался за Родину... 70 лет назад, в штате только что открывшегося Ижевского механического их было около ста — от шоферов, библиотекарей и лаборантов до преподавателей, деканов и ректора. Еще столько же фронтовиков — в списках студентов ИМИ 1950-60-х годов.
Село Кибья Кизнерского района — это российская глубинка, вятские земли: Вятско-Полянский район вошел в состав Удмуртии только в 1929 году. Кизнер и окрестности — «южные» ворота нашей республики, лесная живописная местность с каскадами прудов и родниками, а Кибья — местечко к востоку от реки Пыжманки, притока Вятки.
С «большой землей» районный центр Кизнер был связан с 1914 года, со строительством железной дороги Казань-Екатеринбург, первый поезд прошёл через Кизнер весной 1916-го. В 20-е гг. прошлого века жители района впервые услышали радио, увидели американский трактор «Фордзон» и лампочку Ильича«, в 1936-ом — первый звуковой фильм «Чапаев».
Рассомахиных в Кибье было много еще до революции — как раз все вятские. Фамилия, не то чтобы редкая, упоминаемая еще со времен Иоана Грозного и среди псковского мещанства в XVI-XVII в, но сами себя отличали, мол, не зря говорится: «вятские — они хватские!».
Николай Рассомахин родился 6 июня 1922 года, он того самого поколения, которое безжалостно выкосила война: мальчишек, рожденных в 1918–1922 годах за 4 военных года погибло больше половины... А кроме них — ушли из села на фронт и старшие, и младшие... И современный сельский памятник не вернувшимся с войны в Кибье ничем не отличается от таких же деревенских памятников российской провинции — скорбящий солдат и огромный список односельчан на каменной плите...
После окончания 9 классов Николай работал учителем в начальной школе казанского лесопункта Кизнерского района, а в 1942 году, 20 января был призван в армию.
Статус учителя сыграл свою роль, и молодого призывника направили в ЛКАТУ — эвакуированное в Ижевск из Ленинграда артиллерийское техническое училище, одно из старейших военно-учебных страны. В только что обжитом здании пединститута на улице Красногеройской (сегодня 2-й корпус УдГУ) училище размещалось с 16 августа 1941 и до июля 1944 г. когда училище вернулось в Ленинград. В этом же году многие его «ижевские» курсанты были переведены на новую специализацию инженеров-ракетчиков — это были самые первые советские ракетчики.
В здании пединститута курсанты и занимались, и жили — в классах, заставленных койками в два яруса. В столовую ходили по строгому графику три раза в день на фабрику-кухню: строем около 5 километров, через весь город и в любую погоду. Занятия в училище шли с подъема в 6 утра и до 10 часов вечера; практику проходили на базе за городом. Артиллерия, конечно, «бог войны», но куда им, богам, без техников и артмастеров?
Курсантов регулярно привлекали и для различных работ и гарнизонных мероприятий, поднимали, например, по тревоге чистить ижевский аэродром. Всем выпускникам ЛКАТУ присваивалось звание младшего техника-лейтенанта, и они разъезжались по всем фронтам.
Успешного выпускника Николая Рассомахина после училища направили в Самарканд, Артиллерийскую академию им. Дзержинского, оттуда — в Челябинск...
С 15 февраля 1943 года он на фронте. Артиллерийский техник стрелкового полка 271 стрелковый полк 181 стрелковой дивизии (III), лейтенант; потом — майор техслужбы.
Центральный и 1-й Украинский фронты, Курская битва. В 5. 30 утра 15 июля 1943 года 181-я дивизия с приданным танковым полком перешла в наступление. Несмотря на упорное сопротивление противника, наступление развивалось успешно, но потери среди личного состава были такими большими, что уже 13 августа штаб дивизии отдал частям приказ переформировать батальоны в сводные роты. 21 сентября 1943 года за проявленные в ходе битвы доблесть и мужество 181-я стрелковая Сталинградская ордена Ленина дивизия награждена Орденом Красного Знамени.
Потом были прорыв обороны на Сандомирском плацдарме, бои за освобождение гг. Чернигова, Коростеня, Бреста, форсирование Одера.
За личное мужество офицер Н. М. Рассомахин награжден Орденом Красной Звезды, среди его наград — еще и Орден Отечественной войны II степени и девять медалей.
На вопрос, что было самым страшным на войне, Николай Михайлович отвечал: «Гибель боевых товарищей...».
После войны, в 1948 — 1954 гг. Николай Михайлович служил в г. Слудске Белорусского военного округа, в 50- годы закончил ЦАТКурс (Пенза) и курсы начальников штабов ГО в Хабаровске, служил в Свердловской области, затем в Чебаркуле начальником артвооружения полка в/ч 11396, начальником секретной части Индустриального РВК г. Ижевска.
С февраля 1978-го по 1988 гг. майор в отставке Николай Михайлович Рассомахин работал учебным мастером военной кафедры Ижевского механического института.