Список «Нашей роты» — фронтовиков ИМИ-ИжГТУ до сих пор неполон... В минувшем году в результате архивных поисков в «Нашу роту» добавилось еще одно имя — Черкашина (Олюнина) Анна Георгиевна (1923-1992 гг.)
Анна Олюнина родилась 31 июля 1923 года в деревне Новая Вамья Нылгинского района Удмуртской АССР. Это в 30 км от Увы и в 50 км от Ижевска...
Деревня Шупычъ-Зюмья (Вамья) — старинная, основана переселенцами —удмуртами из деревни Старой Вамьи и русскими — из деревни Над Ключем Горюевским Сунской волости Нолинскаго уезда. К началу ХХ века в деревне насчитывалось 60 дворов... Олюнины в наших краях — фамилия редкая, но в переписях встречается с конца XVIII века, и все — с Вятской стороны, с Нолинского и Котельнических уездов (Кировская область)...
Крестьянская семья Олюниных в Вамье была небогата, да еще отец семейства умер, когда маленькой Ане не исполнилось и года. В 1931 году Анна поступила в начальную школу, 7 классов закончила в Нылгинской школе и поступила на библиотечное отделение Ижевского педагогического училища. С 1937-1938 учебного года это училище готовило учителей начальных школ и учителей физического воспитания для семилетних школ. Размещалось оно в специально построенном здании по переулку Красногеройскому, 38. Там работали кружки и предметные комиссии: химико-биологическая, языка и литературы, историко-географическая, физического воспитания.
С 3 курса педучилища старательную студентку направили заведовать Можгинской районной библиотекой, потом — инспектором дошкольных учреждений в Пычасском РОНО, затем, до 1941-го она работала учительницей начальных классов Бакагуртской начальной школы в Можгинском районе.
А в августе 1942-го 19-летняя Анна Олюнина ушла добровольцем на фронт. Успела еще сдать экстерном экзамены за третий курс Можгинского педучилища...
Воевала Анна связистом-телеграфистом. Иногда связь называют «нервами войны», и это понятно, роль её трудно переоценить. Более миллиона военных связистов участвовало в сражениях Великой Отечественной, обеспечивая бесперебойную связь на суше, в воздухе и на море при любых условиях — радисты, телефонисты, телеграфисты, механики дальней связи, сигнальщики, линейные надсмотрщики («полевики»). Военными связистами были не только мужчины, но и женщины. Они сутками дежурили на узлах связи у радиостанций, телеграфных аппаратов, а при обрыве полевого кабеля девушки-связистки восстанавливали поврежденную связь или прокладывали новую линию.
Нам удалось связаться со старшим сыном Анны Георгиевны — Анатолием Петровичем Черкашиным. Он рассказал, что Анна Георгиевна «... службу начала в Чебоксарах в учебном запасном телефонно-телеграфном полку (с августа по октябрь 1942 года — 8-й отдельный телеграфно-телефонный полк связи, г. Чебоксары). Затем по июнь 1944 года — на Ленинградском фронте (с октября 1942 года по июль 1944 год — на Ленинградском фронте в составе 55-й армии). Службу проходила в полку связи под Колпино, начальником станции. Их бомбили, ее контузило, месяц лечилась в госпитале. Затем — учебно-запасный батальон, писарем на курсах младших лейтенантов Ленфронта. Вышла замуж за однополчанина — Петра Николаевича Черкашина. В 1944 году ее комиссовали, она приехала в Нылгинский район, где работала учителем начальной школы в Новой Вамье».
А. Г. Черкашина награждена орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».
«В 1945 году папа с полком, в составе которого он участвовал в разгроме милитаристской Японии, был переведен в Свердловскую область», — рассказывает А.П. Черкашин. — «Затем последовательно мы жили на Курилах — остров Парамушир, и в Эстонии на станции Клоога. Мама работала в библиотеке гарнизона Панфиловский дивизии (библиотекарь и библиограф). В связи с сокращением Вооруженных сил СССР на 1 млн человек, семья переехала в Ижевск.»
В Ижевске, в 1960 году А. Г. Черкашина пришла в молодой инженерный вуз, где и 12 лет проработала библиотекарем и заведующей специальной библиотекой.
В год основания, в 1952 году, на приобретение литературы для новорожденного вуза Министерство высшего образования СССР выделило 35 тысяч рублей, также было дано распоряжение ряду московских вузов и КАИ выделить в Ижевск научно-техническую, политическую и художественную литературу, учебники и учебные пособия по профилю института. Первым откликнулся Московский авиационный институт — 12 апреля пришли первые 3800 книг. Затем большие партии книг поступили из МВТУ имени Баумана, Московского механического института, Казанского авиационного, книги стали поступать и из магазинов и других вузов.
Все это необходимо было срочно зарегистрировать, обработать, подготовить для выдачи первым студентам, а в помещение библиотеки еще не было ни одного стеллажа... Работников библиотеки — 4, читателей — 420! И учебников в первые годы все равно было мало — их выдавали в читальном зале строго на 2 часа, учебную литературу в начале семестра — по талонам из расчета 1 учебник на 2-3 студентов, а по некоторым дисциплинам — один учебник на всю группу.
А вот к 1 июня 1957 года фонд библиотеки «Механа» составлял уже 90874 книг, выписывались 27 наименований газет, 233- журналов, создан систематический каталог, работали 2 читальных зала — в корпусе и в общежитии, 2 абонемента и спецбиблиотека для студентов оборонных специальностей.
Наконец, в начале 60-х библиотека «Механа» переехала в новое здание в городке Металлургов. Жизнь кипела: открывались новые читальные залы, новые отделы, был организован филиал библиотеки в Воткинске, проводились читательские конференции, устный журнал «Хочу все знать», литературные вечера, лекции, беседы о книгах и книжные выставки.
Ещё в начале Великой Отечественной войны — 12 июля 1941 года, два детских сада города Кировска Мурманской области (50 детей возраста 7-8 лет и дошкольники) в сопровождении воспитателей и обслуживающего персонала были эвакуированы в УАССР — так началась история Нылгинского детского дома. В 1954 году Удмуртский обком партии своим приказом закрепил шефами за Нылгинским детским домом Ижевский радиозавод, Ижевский механический институт и ДОСААФ, и с тех времен до наших дней шефство «Механа» над Нылгинским детским домом не прерывается. Первоначально организатором всей шефской помощи была заведующая библиотекой Инесса Никитична Бродская, а также ее сотрудники и единомышленники.
А еще «механики» всегда были неравнодушны к искусству — музыка, театр и литература всегда были своими в этих стенах. Благодаря энтузиастам библиотеки в «Механ» приезжали музыканты, артисты и писатели, в том числе, известные на весь Союз и не только.
Последнее место работы А. Г. Черкашиной до выхода на пенсию — Ижевский Институт Стали.
В семье Черкашиных выросли двое сыновей, оба военные. Старший Анатолий — полковник и кандидат военных наук, в течение ряда лет работал преподавателем Военной орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознамённой академии бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского (ВАБТВ). А младший Борис — службу окончил в звании подполковника заместителем по политической части командира отдельной воинской части.
...От Новой Вамьи до Петербурга — по трассе 2 тысячи километров. Но в этом году 27 января в день снятия блокады в местном сельском клубе вспоминали и войну, и Ленинград, который когда- то защищала Аня Олюнина, зажигали свечи и делали жестяных ласточек.
Юным односельчанам Анны Георгиевны рассказывали, как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось вражеское кольцо и начались суровые 872 дня блокады. Блокада — это голод, холод и смерть. Но — еще и вера в Победу и желание жить!
Блокадная ласточка — маленький жестяной значок, на котором изображена ласточка с письмом в клюве. Весной 1942-го его начали носить на одежде многие жители Ленинграда в ответ на заявление немецкого командования: «Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады».
«Муза блокадного города» Ольга Берггольц писала в то время: «Маленькую ласточку из жести я носила на груди сама. Это было знаком доброй вести, это означало: «Жду письма»...
На фото: Петр Николаевич Черкашин выезжает на выполнение боевой задачи по разминированию Новгородской области, провожают жена и сыновья. Станция Клоога ЭССР; Черкашина Анна Георгиевна. Шефы из ИМИ в Нылге; фотография А.Г.Черкашиной на доске почета; Шествие Бессмертного полка, г. Москва, 2019 г. С плакатом - внук Анны Георгиевны - офицер, участник Чеченской войны Черкашин Валерий Анатольевич с женой Еленой Мечилавовной. На плакате – А.Г.Черкашина и ее муж; Петр Николаевич, участник финской, Великой Отечественной войны и разгрома милитаристской Японии. Использованы архивы вуза, УСО ИжГТУ, данные ЦГА УР.