Научный полк ИМИ-ИжГТУ: за тех, кто в море!

Сегодня, 19 марта, — День моряков-подводников. Дата праздника связана с утверждением 19 марта (по старому стилю — 6 марта) императорским указом в составе судов военного флота нового разряда кораблей — подводные лодки.

К началу Великой Отечественной в Военно-Морском флоте СССР было 212 подводных лодок в составе 4-х флотов: Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского. Советские моряки-подводники помимо атак немецких коммуникаций обеспечивали действия армии в прибрежных районах: высаживали десантников, разведчиков, доставляли грузы в осажденный Севастополь, назад забирали раненых. Лодки Северного флота, как и на остальных участках, торпедировали немецкие конвои.

От Удмуртии до любого моря — далеко. И в военные годы наши земляки шли на фронт в пехоту, в артиллеристы, техники и летчики, а вот моряков — было немного. Но все-таки — сражались на море и наши!

Михаил Николаевич Шутов родился в 1925 году в селе Чепаниха — это 13 километров до Сарапула. Деревня старинная — три века, помнила еще времена камской вольницы, — местных речных разбойников. И полдеревни — Шутовы...

Рос Михаил без матери, потом с отцом переехал в Ижевск. Закончил Ижевский индустриальный техникум, работал на машзаводе, в 1944 году поступил в Тульский механический институт и в этом же году в октябре ушел в армию.

Попал в Военно-морской флот — Черноморский флотский экипаж, город Симферополь. После Школы связи — гидроакустик, старшина второй статьи Черноморского флота, а потом — служил на ПЛ М-105 — подводной лодке «Малютке».

«Малютки» — грозное оружие советских подводников. Они совершали дерзкие рейды в порты противника, дежурили на фарватерах, по которым проходили транспорты противника. Подводные лодки скрытно подходили к вражескому берегу, высаживали разведчиков, а потом также скрытно забирали. Эти задачи были под силу только экипажам малюток. И каждый поход мог стать последним. Всего на счету «Малюток» числится 61 потопленное судно и 8 поврежденных судов.

История лодки, на которой служил Михаил Шутов, началась, когда в январе 1943 года комсомольцы и молодежь Челябинской области начали сбор средств для достройки подводных лодок. Более 55 миллионов рублей южноуральцы собрали за месяц.

С 17 марта 1943 года ПЛ М-105, получившая название «Челябинский комсомолец», под командованием капитана 3-го ранга В. Н. Хрулёва вошла в состав Северного флота. На каждой подводной «Малютке» экипаж — 18 матросов и 2 офицера.

На «Челябинском комсомольце» воевали уральцы: рулевой И.Овсянников и торпедист Е.Русанов, радист Е.Шатов, трюмный Н.Господченков, электрик В.Краснов и акустик, секретарь комсомольской организации Николай Хомутов- с начала войны он был юнгой на флоте, затем командиром отделения радистов и акустиков на М-105.

В 1943 — 1944 гг. лодка «Челябинский комсомолец» участвовала в боевых действиях на Северном флоте, совершила 10 боевых походов, потопила 3 (в том числе 4.10.1943 — сторожевой корабль «Uj 1214») и повредила 2 (в том числе 31.1.1944 — транспорт «Наталь») транспорта и боевых корабля.

Аттестации и характеристики 1943 — 1944 года, когда «Малютка» под командованием Хрулёва выходила из сложнейших ситуаций, топила транспорты, высаживала разведгруппы на вражеский берег, показывают командира немыслимой храбрости и силы духа. А «Малютки» были очень уязвимы — на ней нельзя было уйти на глубину, лечь на грунт, пережидая атаки глубинными бомбами, 50 метров — максимальная глубина погружения, 191 разрыв глубинных и авиабомб в непосредственной близости от ПЛ насчитали акустики во время одного из походов!

В боекомплекте «Малютки»- всего 2 торпеды и нельзя промахнуться, если ты вышел на боевой курс. Недаром традиционный тост русских подводников: «Чтобы число всплытий всегда равнялось числу погружений!»

Говорят, в годы Великой Отечественной войны, именно на Северном флоте зародилась традиция встречать подводников с жареным поросенком. Будто бы один капитан после удачного похода прокричал: «Ну как же так! Других победителей салютом встречают, а вы бы хоть поросенка зажарили!». С тех пор и повелось. Встречали с жареным поросенком, причем не с одним, а по количеству побед. Моряки в шутку говорили, что «немцам свинью подложили»...

В наши дни в свой праздник подводники обязательно произносят три своих традиционных тоста: первый — за день Подводника и встречу, второй — за корабли, третий — за тех, кто в море.

12 мая 1944 года ПЛ-105 была отправлена по железной дороге из Архангельска в Поти, в июле 1944 года вошла в состав Черноморского флота. 17 августа 1953 года выведена из боевого состава и переклассифицирована в учебную ПЛ. 10 июня 1955 года подводная лодка М-105 была исключена из списков судов ВМФ.

Демобилизовался Михаил Николаевич Шутов в 1950-м, работал конструктором на Ижевском механическом заводе, затем механиком. В Ижевском механическом институте закончил вечернее отделение, специальность — «Машиностроение 0543».

Дата: 19.03.2025
Полезная информация