Научный полк ИМИ-ИжГТУ: все для фронта, все для Победы!

Во время Великой Отечественной войны наша Удмуртия была глубоким тылом, местом эвакуации людей, учреждений и предприятий, госпиталей и детских домов.

Но здесь был свой, Трудовой фронт. Здесь сражались на полях и в заводских цехах, здесь женщины, старики и дети падали от усталости, холода, болезней и недоедания. Они тоже совершали подвиги — и тогда один завод в сутки вооружал целую стрелковую дивизию, а один Ижевск во время войны дал своей армии больше стрелкового оружия, чем вся Германия, — факт в мировой истории беспрецедентный...

Сражались на Трудовом фронте и инженеры, ученые и преподаватели вузов, в том числе, и наши коллеги. Сегодня наш рассказ о Николае Васильевиче Воробьёве (1903—1987 гг.)

Имя профессора Воробьева известно всем «механикам»: один из основателей вуза, самый первый доктор технических наук в истории Удмуртии, тот, кто в 1952-м подал первый звонок на первую лекцию в ИМИ. А также- Заслуженный деятель науки и техники УАССР и РСФСР, завкафедрами «Начертательной геометрии» и «Детали машин и подъемно-транспортные машины», декан и проректор по учебной и научной части. Из научной школы Воробьева вышли более 30 кандидатов технических наук, профессора ИжГТУ Н.С. Голубков и В.С. Клековкин, д.т.н., профессор И. В. Абрамов, ректор ИМИ — ИжГТУ в 1989-2007 гг., Николай Васильевич был награжден орденом «Трудового Красного Знамени», орденами Знак Почета, четырьмя медалями.

Коля Воробьев родился в городке Темников в Мордовии, с 13 лет — токарь Надеждинского завода на Урале, потом — сверловщик паровозного депо Московско- Казанской железной дороги, потом выпускник московского техникума (диплом с отличием), и наконец, — выпускник МВТУ имени Баумана по специальности — «Обработка металлов резанием».

Научный руководитель студента Воробьева профессор Людвиг Генрихович Кифер отдал его отчет по практике в Ленинградском торговом порту в журнал «Промышленный транспорт» — так для Воробьева началась наука. Он остался в вузе, поступил в аспирантуру и нашел «свою» тему — цепные передачи. Уже на следующий день после защиты написал первые страницы будущей докторской, плюс чтение курса «Экскаваторы» в училище, плюс частые поездки по заводам...

Но к осени 1941-го фронт приблизился вплотную к Москве, и правительство приняло решение об эвакуации МВТУ в г. Ижевск. В двадцатых числах октября в последнем эшелоне, составленном из вагонов Московского метрополитена, с группой преподавателей отправился в Ижевск и Николай Васильевич Воробьев. Садились в вагоны при бомбардировке, но все обошлось. Отправились по северной дороге через Ярославль, Котельнич, Киров. Вагоны метрополитена были металлические, неотапливаемые, а в конце октября уже начались холода, потом морозы. Приспособили найденную в одном из вагонов чугунную «печку-буржуйку», на путях собрали дрова, уголь, в крыше вагона проделали дыру и затопили печь, вскипятили кипяток, — так и спасались.

По прибытии в Ижевск преподавателям «Бауманки» отвели дом на улице Свердлова и еще один дом напротив, где разместилась дирекция и службы училища. Для преподавателей выделили комнату в сорок квадратных метров, где они собирались и готовились к лекциям. Всех расселили, выдали продовольственные талоны, а весной выделили участки под огороды для посадки картошки. Через две недели начались учебные занятия.

В Ижевске и студенты, и преподаватели «Бауманки» днем работали на заводах, учились по вечерам. Нагрузка на преподавателей была очень большая: в Москве на кафедре было восемь человек преподавателей и профессоров, а в Ижевске — только Воробьев и Кифер, остальные — в армии и народном ополчении. Приходилось вести по три курса. Досок не было, писали прямо на стенах и на дверях, потом стирали.

Большинство научно-исследовательских работ в Ижевске проводилось на базе металлургического и машиностроительного заводов. Весной 1942 года началась производственная практика студентов 4-го курса, они все были направлены в цехи ижевских заводов сроком на 3-4 месяца и тоже подключились к решению практических вопросов военной промышленности.

Институт в Ижевске создал специальное бюро, объединяющее работу всех кафедр по оказанию помощи предприятиям республики, которое координировало и направляло всю их деятельность в этом направлении. Работали, как и все в тылу: пока есть силы и не считаясь ни с чем. И даже получали награды ...

Из воспоминаний Николая Васильевича:

— В Ижевск еще в августе 1941 года прибыл эвакуированный из Харькова завод мотоцепей. Директором его был товарищ Хасин Михаил Абрамович. Пошел к нему и говорю, что хотел бы у них работать инженером. Хасин отвечает, что инженеры прибыли из Харькова, у них у станка некому работать. Я хотел уже уйти, но он внимательно всмотрелся в меня и спрашивает:
— Как ваша фамилия?
— Воробьев.
— Воробьев? Подождите. Вы где работали?
— В МВТУ
— Тогда мы знаем вас. Вы нам нужны! Мы выпускаем пока недоброкачественные цепи, идут рекламации, цепи рвутся, делаем в спешке, нет и материалов, и инструмента, технология не та. Вот надо бы наладить лабораторию и проводить испытания.
Я с радостью согласился, и Хасин меня назначил инженером-исследователем.

 

Первым делом надо было соорудить испытательный стенд. Я его спроектировал, пошел в технический отдел, показываю проект.
— Хорош стенд,— отвечают мне,— но мы не можем его изготовить, нет материалов, ни угловой стали, ни звездочек.
Походил я по дворику завода, увидел дымогарные трубы, спросил можно ли их использовать, спроектировал второй стенд, прошу изготовить звездочки: мол, я уже и диски обточил, надо только отфрезеровать зубья. Директор отвечает: «У нас нет ни фрез, ни рабочих для этого дела».
Тогда я начал все это готовить вручную: сделал шаблончик, примерил, вычерчивал и начал выпиливать. Ветераны завода смотрели на это дело, качая головами: кто же напильником вручную вытачивает зубья звездочки? Небольшая неточность — и все полетит, скорость-то 30 метров в секунду!

Но через несколько недель звездочки были готовы, я их поставил, надел цепи, запустил стенд, он заработал, начали испытывать цепи. Обнаружились на стенде дефекты, предложил новый метод термообработки, цепи стали значительно лучше. Последовал и приказ директора завода: «За плодотворную работу инженера-исследователя Воробьева Н. В. премировать месячным окладом, объявить ему благодарность и подарить валенки».

После войны цепной завод был переведен в Даугавпилс, в Латвию. Когда Воробьев отмечал свое 60-летие, бывшие заводчане прислали письмо, которое хранится теперь в Удмуртском краеведческом музее: «Уважаемый товарищ Воробьев! Поздравляем Вас с 60-летием. Знаем, что Вы ветеран нашего завода и записаны в числе первых в его „Книгу Почета“. Простите за фамильярность, мы вспомнили, как Вы пришли к нам на завод в костюме, сшитом в Москве, по фигуре, а после того, как изготовили своими руками стенд, этот костюм на Вас стал очень просторным». Воробьев действительно вспоминал, что, когда выехал в Ижевск, весил 96 килограммов, а уехал —всего 73.

Николай Васильевич пробыл в Ижевске до апреля 1943 года, потом МВТУ снова перевели в Москву. Всякое было в военную пору ... Приехали в Москву — а комната Воробьевых оказалась занята другими людьми. Квартплата из далекого Ижевска — не дошла...

Таких же вернувшихся — четыре семьи, 15 человек, до конца войны заселили в Красном уголке студенческого общежития. Никто не жаловался —это не фронт, здесь не стреляют. В этом Красном уголке Воробьев и начал писать свою монографию «Цепные передачи». Пятнадцать жильцов договорились ложиться спать в 11 часов ночи. Ложился и Воробьев, дожидался, когда уснут все соседи, вставал, зажигал настольную лампу, накрыв ее так, чтобы свет падал только на стол, и в течение двух часов работал. В час ложился, в шесть часов — снова на ногах. К концу войны монография, своего рода техническая энциклопедия, была сдана в издательство «Машгиз» под названием «Цепные передачи». Книга только в СССР переиздавалась четырежды(!), в 1953-1954 гг. была опубликована в Германии, Венгрии и Румынии.

Карьера основателя отечественной школы цепных передач (расчеты Николая Васильевича использованы при проектировании эскалаторов Московского метро) и декана факультета транспортного машиностроения МВТУ была успешной, но однажды его срочно вызвали в Министерство высшего образования, и министр дал прочесть решение правительства об организации в городе Ижевске Механического института: «Есть предложение направить вас в Ижевск...»

Так доцент МВТУ Н.В. Воробьев с небольшим чемоданом выехал в Ижевск, на свое постоянное место жительства. Шли годы, старшая дочь профессора Ирина поступила в Суриковское училище, выросли в Ижевске дочь Наталья и сын Андрей, закончили школы с золотыми и серебряными медалями, поступили в ИМИ.

31 декабря 1984 года — последний день работы профессора Воробьева в ИМИ. Николай Васильевич Воробьев скончался 11 января 1987 года. Он похоронен в Ижевске, в городе, ставшем для него родным.

Родственники профессора Н. В. Воробьева вышли с инициативой об установке на фасаде корпуса № 3 университета мемориальной доски, посвящённой учёному и педагогу. Торжественное ее открытие состоялось 8 августа 2018 года.

 

*В рубрике использованы материалы печатных и интернет-СМИ, «Живой книги ИжГТУ», архивы технического университета и Управления по связям с общественностью ИжГТУ имени М.Т.Калашникова.

Дата: 29.04.2025
Полезная информация