Научный полк ИМИ-ИжГТУ: командир воздушной гавани

Давным-давно, в 1920-е годы, прилетавшие в Ижевск самолёты садились на лёд пруда или недалеко от Арсенала на Карлутское поле — оттуда в 1934 году улетел и первый пассажирский рейс по маршруту Ижевск-Нижний Новгород. Уже на следующий год открылся легендарный Ижевский аэроклуб, но летать в мирном небе оставалось нашим летчикам совсем недолго...

В военные годы на обслуживание самолётов, перевозящих оборонные грузы, осталось всего пять человек — костяк будущего нового аэропорта. В 1944-м на месте совхоза «Пятилетка», в районе современных улиц Камбарской и Ильфата Закирова, открылся второй ижевский аэропорт (сегодня микрорайон «Старый аэропорт»).

При новом аэродроме базировалась военная комендатура № 76, охранявшая перегоняемые с Аляски на фронт американские бомбардировщики A-20 «Бостон» и истребители P-39 «Аэрокобра», а также отечественные штурмовики Ил-2 и бомбардировщики Пе-2 сибирских авиационных заводов.

Будущий командир этого воздушного порта, уроженец Горьковской области, 22-летний младший лейтенант Сергей Дегтев в это время воевал в 35 штурмовом авиационном полку военно-воздушных сил и 9 штурмовой авиационной дивизии ВВС Краснознаменного Балтфлота. Летчик он был опытный — начал летать еще в 1939 году, на фронте — с июня 1942-го.

Штаб дивизии размещался в северо-восточной части Ленинграда, в 1943-44 гг. Ладожская авиационная группа дивизии прикрывала «Дорогу жизни». С середины января 1944—го полки дивизии участвовали в снятии блокады Ленинграда, особенно отличившись в боях за город Ропша — 19 января 1944 года дивизии было присвоено почётное наименование «Ропшинская». В конце сентября 1944-го штурмовики наносили удары по ВМБ Таллину, в октябре участвовали в освобождении Моонзундских островов. В 1945 году дивизия перебазировалась на польские аэродромы, где и встретила День победы.

Из наградного листа — представления к ордену Красного Знамени младшего лейтенанта С.П.Дегтева: «... за период боевых действий в составе 5 06 44 по 20 06 44 произвел 10 успешных боевых вылетов на бомбоштурмовые удары по кораблям противника в Финском заливе и по минным полям... тов. Дегтев в бою настойчив и смел. Настойчиво добивается выполнения боевого задания и наибольшего поражения живой силы и техники противника».

А это — из наградного листа на командира звена старшего лейтенанта Дегтева Сергея Павловича уже на второй орден «Красное Знамя»: «За период боевой работы с 14.06.41 г. по 9.05.45 г. в составе 35 ШАТКОУП на самолете ИЛ-2 совершил 35 успешных вылетов на бомбо-штурмовые удары по укреплениям, живой силе и технике противника в районе Нарва, о. Эзель и по кораблям противника в Финском и Рижском заливах, в Чудском озере и Данцигской бухте. За 12 успешных вылетов награжден орденом «Красная Звезда». За последующие 23 успешных боевых вылетов, совершенных в период с 17.08.44 по 9.05.1945 г группами в которых участвовал тов. Дегтев потоплено 2 ТР, 4-БДБ, 2-СБД,1 буксир, 1 танкер, 1 мотобот и повреждено 2 ТР, 5 БДБ, 3 мотобота.
17.08.44 г. произвел успешный боевой вылет на бомбо-штурмовой удар по кораблям противника в устье Эма-Йыги. В результате удара группы потоплена 1 СДВ».

В 1944 году Сергей Дегтев был ранен, но вернулся в строй. Был также награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Последнее воинское звание — подполковник.

В 1963 −1966 гг. Сергей Павлович работал в Средней Азии командиром Ошского и Фрунзенского аэропортов. А с ноября 1966 года — переведен в качестве командира Ижевского объединенного авиаотряда.

Ижевский аэродром военных лет проработал вплоть до середины 1970-х годов — взлетали с него и садились гражданские самолеты — в основном небольшие Як-40 и Ан24, которые выполняли рейсы в 26 городов СССР, на «кукурузнике» из Ижевска можно было улететь во многие районные центры Удмуртии, а также соседних регионов.

А в 1968 году было принято решение о строительстве нового, третьего ижевского аэропорта в районе деревни Старые Мартьяны. По воспоминаниям самого С.П.Дегтева, на строительство воздушной гавани было потрачено немало усилий. Специалистов особенно беспокоила короткая — в 2000 метров — взлетно-посадочная полоса, которую продлили до 2500 метров по личному распоряжению тогдашнего Маршала Советского Союза, Министра обороны СССР Дмитрия Федоровича Устинова («железный маршал» с военных времен горячо участвовал во всех больших делах Ижевска).

Коллектив, руководимый С.П. Дегтевым, достойно справился с поставленными задачами: 25 октября 1974 года объект был сдан в эксплуатацию, и Удмуртия получила аэропорт 2 класса.

Новый аэропорт позволил принимать современные на тот момент реактивные самолеты Ту-134, а потом и Як-42 и Ту-154, ижевчан и гостей столицы встречал современный аэровокзальный комплекс с двухэтажным пассажирским терминалом, командно-диспетчерским пунктом и подъездной дорогой, по которой с комфортом можно было доехать от города. Как вспоминают горожане, в 60-70 е туда ездил знаменитый 111-й автобус, в буфете аэропорта продавали вкусные чебуреки, а на втором этаже был небольшой кинозал.

В должности командира Ижевского объединенного авиаотряда С.П.Дегтев оставался до 1975 года, уделял большое внимание подготовке кадров, внедрению и освоению новой авиационной техники. И — как и большинство его ровесников, чья молодость пришлась на военные годы, успевал еще и учиться. В 1976 году студент С.П.Дегтев заочно закончил Ижевский механический институт!

Сергей Павлович проработал в авиапредприятии до 1987 года; за работу в Ижевском объединенном авиаотряде был награжден Орденом «Знак Почета». Занимался общественной работой — руководил Советом ветеранов Первомайского района. Воспитал двух сыновей, которые также работали в аэропорту в качестве авиатехников.

16 августа 2012 года с участием представителей правительства республики, администрации города, Совета ветеранов Первомайского района Ижевска, Школы юных лётчиков, сотрудников ОАО «Ижавиа» и родственников Сергея Павловича в ОАО «Ижавиа» состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски начальнику Аэропорта С.П. Дегтеву (1920-2005 гг.)

Дата: 18.03.2025
Полезная информация