Среди студентов Ижевского механического института 1950-60-х годов было около ста фронтовиков: командиры орудий, летчики и телеграфисты, танкисты и разведчики, рядовые, лейтенанты и капитаны, с медалями и без... Те, кто долго ходил в гимнастерках, иные — с темно-красными и золотистыми полосками — знаками ранений* и даже — на костылях... Целая рота выпускников ИМИ- молодых инженеров.
Большинство из них до войны окончили 7-8 классов, у каждого третьего — отец или старший брат погиб на фронте, первые военные годы они работали в колхозах и стояли у станков, кто-то даже поступал в техникум или вуз. Но война была долгой. Получить аттестат зрелости они не успевали, закончить первый курс — не успевали, зато все — успевали на фронт...
Демобилизованные в конце 1940-х — начале 1950-х, в свои 25-30 лет они уже все знали о смерти, а вот жизнь, — мирная, счастливая и полная надежд, для них только начиналась. Они очень хотели учиться и сражались за свою мечту, как на фронте: преодолевая и жизненные трудности, и недостаток знаний, и нездоровье после ранений, умудрялись работать и учиться... И — снова побеждали!
Сегодня — две таких истории фронтовиков — выпускников «Механа».
Николай Александрович Афанасов родился в Каракулино 17 июля 1923 года. Призван Пастуховским РВК в Ижевске в 1942 году, направлен в 59-ю стрелковую бригаду.
Формировалась бригада в Саратовской области, в декабре 1941 года временно была размещена в Ярославле, откуда и отправилась на фронт. Уже в Любанской операции, при переходе через Волхов, бригада подверглась артиллерийскому налёту и была буквально расстреляна на льду. А на берегу колонну бригады проштурмовала авиация, живые и раненые ночевали в лесу под открытым небом в 40-градусный мороз.
Утром 15 января 1942 года бригада пошла в атаку в районе печально известного Мясного Бора в Новгородской области, до весны вела там ожесточенные бои, где и понесла крупные потери и была окружена. В ночи на 24 июня и на 25 июня остатки бригады отдельными малыми группами смогли прорваться сквозь окружение и выйти к своим частям.
В рядах прорывающихся был и попавший в плен корреспондент армейской газеты Муса Джалиль (политрук Залилов). Чувства, которые испытывали окруженцы — в одном из первых его стихотворений, написанных потом в плену — «Кичер, илем!» («Прости, родина!»): «Прости меня, твоего рядового,/ Самую малую часть твою,/ Прости за то, что я не умер/ Смертью солдата в жарком бою./ В содрогающемся под бомбами,/ Обреченном на гибель кольце,/ Видя раны и смерть товарищей,/ Я не изменился в лице».
Из воспоминаний командира артвзвода И. Д. Елоховского:
— Отход начался 24-го в час ночи. Послышались выкрики: «Эх, погибать, так погибать, ребята! Впере-о-од!!!». Толпа хлынула вдоль узкоколейки. Валька прыгал рядом со мной. Споткнулся, упал, а меня людская лавина понесла дальше... Многих смела безудержная толпа. Знаю, что речки были на пути — Глушица, Полисть. Только я воды не помню: одни скользкие человеческие тела под ногами. Я всю войну прошел, но такого побоища больше нигде не видел. И никакого свободного «коридора»: немец и тут, и там — со всех сторон. И ты бежишь, и стреляешь на ходу куда попало. Мало кто жив остался...
Небольшая группа офицеров и солдат, включая командира и комиссара бригады ушла в тыл и, пройдя около 500 километров по тылам, уже в августе 1942 года вышла к своим в полосе 1-й ударной армии Северо-Западного фронта. По некоторым данным, от штатного состава бригады осталось 32 человека, по другим свидетельствам — 159 человек.
Второе формирование 59-й стрелковой бригады проходило уже в Буе в августе 1942-го. Общая численность — 6000 бойцов и командиров, в том числе, около 1500 курсантов 3-го Ленинградского пехотного училища, эвакуированого в Воткинск в августе.
Воевала бригада на Закавказсском и Северо-Кавказском фронтах. Осенью, когда при поддержке танковой дивизии СС «Викинг» немецкие войска сумели овладеть руинами Малгобека, в обескровленных батальонах 59-й бригады насчитывалось около 1500 бойцов и командиров.
В конце октября части бригады были переброшены в район Нальчика, на оборону горных перевалов к западу от Орджоникидзевского меридиана. В это время немцы вышли к пригороду Орджоникидзе и только 5 ноября их удалось остановить благодаря переброшенным резервам советских войск. К 11 ноября войска левого крыла 9-й армии, где находилась и 59-я бригада, сломив сопротивление врага, овладели Гизелью и Новой Санибой, но в ходе упорных боев, разделенная на несколько самостоятельно действующих частей, бригада понесла серьезные потери. В марте 1943-го части бригады вели бои в районе станицы Гривенская, но уже через два месяца, вновь понеся крупные потери, она была расформирована как самостоятельное воинское соединение.
Рядовой Николай Афанасов, затем — техник-лейтенант 59-й стрелковой бригады, был тяжело ранен, а после госпиталя, в феврале 1943 года — комиссован. Награжден двумя медалями «За боевые заслуги».
Студент Всесоюзного заочного машиностроительного института Николай Афанасов был зачислен в ИМИ в порядке перевода на вечернее отделение. В архиве вуза в его личном деле сохранилось заявление директору Ижевского механического института «тов. Остроумову В. П. от студента гр.ТМ-88 Афанасова Н. А. Настоящим прошу продлить для меня срок сдачи задолженности за IV курс по электротехнике т. к. после ушиба ноги по месту ранения во время Отечественной войны, я с 27 июля в гипсе и испытываю сильные боли, такие, что в отдельные ночи не приходится даже спать. 25/VIII-57 г.». На заявлении — резолюция В. П. Остроумова: Согласен 30/ VIII-57 г."
Николай Афанасов закончил вечернее отделение ИМИ в 1959 году; специальность «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».
Его сокурсник — Илья Федорович Борисов родился в 1921 году в деревне Константиновка Уссурийской области. После семилетки закончил три курса Благовещенского коммунально-строительного техникума, работал в Амурской облпереселенстройконторе. Был призван в Красную Армию и до 1943 года служил рядовым в войсках Дальневосточного фронта.
В июне 1943 года прибыл на Ленинградский фронт, до октября 1944-го — красноармеец—телефонист 96-й тяжелой гаубичной артиллерийской бригады. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За оборону Ленинграда».
15 октября 1944 года на острове Эзель был тяжело ранен (подорвался на противопехотной мине). После ампутации левой ноги был эвакуирован в Таллин, затем — в ленинградский госпиталь, потом в Ижевск, где и находился на излечении до 1 июля 1946 года.
Еще в госпитале он поступил в Ижевский коммунально-строительный техникум, потом работал в Ижевском горкомхозе и Горжилуправлении, потом — на заводе имени Ленина начальником ремонтно-строительного цеха. В 1953 году получил аттестат зрелости в вечерней школе рабочей молодежи.
Закончил ИМИ в 1959 году, вечернее отделение, диплом — «Поточная линия для обработки корпуса и крышки редуктора РМ-250», специальность «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».
*Знаки ранения: при тяжелом ранении — полоска золотистого цвета, при легком ранении — полоска тёмно-красного цвета. Были введены постановлением Государственным Комитетом Обороны № 2039, от 14 июля 1942 года: «...Раненые бойцы, командиры и политические работники, возвратившись по выздоровлении в действующую армию, служат примером храбрости и бесстрашия для новых пополнений». После войны носятся на всех формах одежды на правой стороне груди на 8-10 мм выше орденов и медалей, а при отсутствии последних — на их месте.