Вспоминаем тех, кто сражался за Родину, преподавателей, сотрудников и студентов-фронтовиков.
Григорий Иванович Ефимов родился 12 ноября 1924 года в деревне Бражники Березовский район Молотовской области (ныне — Пермского края, с 2011 года — село Покровка).
Когда Грише исполнилось шесть лет, его отец завербовался на Лысьвенский металлургический завод, где и работал до 1948 года, семья переехала в Лысьву
В Лысьве в 1933 году Григорий пошел в школу, которую закончил в роковом, 1941-ом.
Юноша пошел работать учеником токаря-лекальщика, быстро освоился, стал работать самостоятельно, но, как он потом напишет в автобиографии, «считал, что мое место- непосредственно на фронте и несколько раз подавал просьбы в военкомат. ... Мое желание было удовлетворено в августе 1942 года, и я был направлен в полковую школу».
Из школы молодой солдат вышел сержантом артиллерии. Воевал на Карельском фронте, летом 1944-го форсировал Свирь, с боями прошел от Лодейного поля до Сартавала.
У Ладоги шли тяжелейшие бои уже с конца 41-го года. Город Лодейное Поле с осени 41-го года до лета 44-го года выдержал оборону на протяжении 1005 дней, — здесь шли, как говорили в сводках, «бои местного значения». Немецкие и финские войска, овладев городом, могли замкнуть вокруг Ленинграда второе кольцо блокады и взять перешеек между Ладожским и Онежским озёрами. Это означало бы потерю Дороги жизни на Неве, Мурманской железной дороги, порта Мурманск, блокирование Северного флота и прекращение конвоев союзников.
Финское руководство старательно затягивало войну, вело упорную оборону, надеясь значительно смягчить условия будущего перемирия. Благоприятные условия для наступления советских войск сложились летом 44-го из-за поражения немцев под Ленинградом
Рассказывают, что именно Свирь на совещании в Ставке Сталин лично определил главным участком наступления, хотя у командования Карельского фронта и были идеи об обходном наступлении от Медвежьегорска. Верховный указал трубкой на карте на Лодейное Поле и постановил: «Наступать будем здесь!»
Свирско-Петрозаводская наступательная операция советских войск левого крыла Карельского фронта началась в 8 часов утра 21 июня с самой длинной артподготовки за всю войну- шквал огня продолжался 3 часа и 32 минуты. Вели огонь все орудия, интенсивно работали бомбардировщики.
Затем в дымке белых ночей наблюдатели противника заметили плоты и лодки десанта только на середине реки Свирь, а река — в ширину 400, глубиной до 7 метров, вода в ней очень холодная и сильное течение. В считанные минуты заработали буквально все стволы тщательно замаскированной на северном берегу финской артиллерии. И тут же были отмечены нашими корректировщиками огня. Враг не знал, что людей и вооружения на самих плотах нет. Десант — ложный. И атакуют его муляжи, одетые в каски и плащ-палатки.
Основной задачей такой переправы было обнаружить и подавить огневые точки противника, чтобы избежать больших потерь во время реального наступления. Эта операция, положившая начало разгрому и выходу из войны финской армии, получила название «Атака манекенов» и вошла в историю. Правда, плоты, на которых «наступали» манекены, толкали в ледяной воде реальные люди — добровольцы из числа молодых солдат трёхсотого десантного полка. Отбирали добровольцев с хорошими физическим данными, готовыми пожертвовать собой ради успеха. 16 десантников в письмах домой с родными попрощались...
Уцелевшие орудия и пулеметы финнов открыли огонь. Не все плоты достигли противоположного берега, но герои свою задачу выполнили, разведка боем прошла, под ударом артиллерии малый десант захватил небольшой плацдарм, помог первому эшелону закрепиться... Далее — войска пошли дальше в глубину финской обороны.
Противника отбросили от реки и сразу приступили к возведению 20 понтонных переправ. Силы 7-й армии перешли Свирь. Наступление очень быстро развивалось и 29 июня советские войска освободили Петрозаводск. Восточный фронт рухнул и в последующие два месяца войска Красной Армии разгромили финнов в Карелии, оккупированные территории были освобождены; 19 сентября 1944-го финны приняли условия, выдвинутые СССР, и подписали перемирие.
Сохранились стихи, написанные 30 июня 1944 года одним из участников форсирования Свири, капитаном Александром Ивановым: |
Пусть запомнят наши дети, |
Вошедшая в историю победная операция была показателем возросшего военного искусства Советской Армии, подвигом воинов Карельского фронта, но досталась дорогой ценой — по официальным данным, это более 63 тысяч человек убитыми, ранеными, больными и пропавшими без вести. 21 июня — День Свирской победы (1944 год), в наши дни — официальная памятная дата Ленинградской области.
А в марте 1945-го наводчик противотанкового орудия полковой батареи Григорий Ефимов воевал уже на 3-ем Украинском фронте. 23 марта он получил тяжелое ранение в ногу и Победу встретил в госпитале.
В августе Г. И. Ефимов был демобилизован и с орденом «Слава III степени», медалями «За отвагу» и «За победу над Германией» на гимнастерке возвратился домой, в Лысьву.
План мирной жизни — сначала учиться! Григорий Ефимов поступил в металлургический техникум на подготовительные курсы, но здоровье его сильно ухудшилось, он лег в госпиталь, перенес операции и вышел инвалидом Отечественной войны Ш группы. Через два года переехал из Лысьвы к родителям на станцию Вижай Чусовского района.
В 1949-ом году закончил на «отлично» 6-месячные счетоводческие курсы в г. Чусовой, на следующий год успешно сдал экзамены в Молотовский горный техникум (будущий Молотовский Горный институт), отделение «горное машиностроение». Был старостой группы, закончил техникум в июне 1954-го, получив право, как дипломник с отличием, поступать в вуз.
Г. И. Ефимов поступал в Ижевский механический институт на дневное отделение, на механо-технологический факультет, но был зачислен на механический. После второго курса он добился-таки перевода на «технологический», поскольку, как он написал в заявлении «...меня интересует именно механическая обработка металлов резанием».
Декан, любимец студентов и легендарная личность в ИМИ Борис Владимирович Саушкин его поддержал, так и написал ректору на деканском бланке: «Заявление Ефимова поддерживаю. Ефимов — очень хороший студент, староста группы, участник Отечественной войны. Считаю необходимым пойти навстречу его желаниям и стремлениям». Говорят, Борис Владимирович «видел каждого студента насквозь», и тут он не ошибся: в личном деле студента Ефимова — несколько благодарностей ректора за хорошие показатели в учебе.
Из характеристики Г. И. Ефимова, подписанной ректором ИМИ Н. В. Талантовым: «В институте обучается с 1 сентября 1954 года, в настоящее время является студентом пятого курса механико-технологического факультета. За время обучения в институте проявил себя хорошо успевающим и дисциплинированным студентом. К учебе относится с большим интересом и прилежанием. Активно участвует в общественной жизни института. В настоящее время является председателем студсовета общежития ИМИ и к своим обязанностям относится добросовестно».
Наконец, пришла пора защиты диплома. «Запроектированные приспособления для обработки корпуса редуктора электропилы ЭП-К6 на агрегатном станке по своей конструкции говорит о хорошей теоретической подготовке дипломанта, — написал в своем отзыве на дипломный проект Г. И. Ефимова рецензент инженер Клещеев, — В работоспособности данного приспособления нет сомнений. Графическая часть проекта заслуживает отличной оценки... Представленый на рецензию дипломный проект заслуживает отличной оценки».
Свежеиспеченный инженер-механик получил распределение на должность старшего инженера-технолога завода «Строммашина» Удмуртского совнархоза, который с 1965 г. специализировался на производстве оборудования для химических предприятий, буровых насосов и запасных частей для нефтедобывающей промышленности (с 1988 г — «Ижевский завод нефтяного машиностроения», с 1993 — в составе ОАО «Ижнефтемаш»).
Всего семь лет, как кончилась война.
Наш первый дом на Горького. Начало.
Студенты, первых лекций тишина,
Экзамены, шабашки, целина,
Любовь и дружба, чья-то юная весна,
И неопределенный интеграл
Под знаком дифференциала.
«Механ» — особая величина
В том уравнении судьбы, что мы решали,
Где единица измеренья — не года,
А то, что мы с собой в дорогу взяли.
Все было в первый раз! И снова повторится!
Для тысячи других.. Сменятся времена,
Да что там, — сменится страна,
А эта молодости пристань — сохранится,
Которая нам всем нужна, которая — одна.
Где однокурсник машет другу из окна,
Где счастье — впереди.
Оно случится!
На фото Г. И. Ефимов, фотографии военных лет — Свирско-Петрозаводская операция, форсирование Свири.
*В статье использованы материалы печатных и интернет-СМИ, «Живой книги ИжГТУ», архивы технического университета и Управления по связям с общественностью ИжГТУ имени М.Т. Калашникова