Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
Повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» была написана в 1939 году и сразу же стала любимой среди детей и взрослых. Во время войны юные герои книги стали не просто примером для подражания, а стимулом для маленьких волонтеров всей страны. К 1945 году тимуровцами в СССР были порядка 3 миллионов человек.
В 1941 в школе № 17 города Сарапула была создана первая в Удмуртии тимуровская команда. Она была организована 9-12 летними девочками во главе с Нэлей Замятиной по прозвищу «Тимка». Людмила Фёдоровна Седова (Липина, в 1943-1945 годах член первой в Удмуртии тимуровской команды) писала в своём дневнике: «Жила я на 2-ой Загородной улице в доме № 52. И вот мы, девчонки, решили организовать тимуровскую команду. Командиром избрали Нелю Замятину. Она была боевой девчонкой и хорошо училась».
Все члены команды давали клятву: «Всю жизнь и работу для Родины, для полного разгрома фашизма, всем сердцем помогать взрослым, семьями». Клятву свою держали, помогали взрослым, многие дела тимуровцев оставались для жителей тайной. Всё как в книге.
Скоро об отряде узнали в городе, и команду поддержал начальник городского пионерского штаба Валерий Бавер.
В Ижевске тимуровцы появились сначала в «тридцатке», собирались в доме № 11 на ул. Пастухова. Школа встала на круглосуточное дежурство. Малыши обходили дворы на Красногеройской и Пушкинской, помогая тем, кто без мужика в доме. Кто знал толк в осоавиа-химовских премудростях, обучал домохозяек комплексу ПВХО.
В начале июля шестиклассник Витя Фонарев из школы № 27 бросил клич: ребята, даешь свою тимуровскую команду! Все к штабу во дворе школы, будем избирать командира. Команда собрала десятка три ребят. Тогда, на каникулах, хватало у них и игры, и взрослой деловитости. Обходили семьи бойцов, присматривали за малышами, выполняли поручения их матерей. В соседних дворах кололи сосновые тюльки, выкладывали поленницы.
Ветеран педагогического труда Валентина Петровна Шубина вспоминает о своей тимуровской команде: «В начале войны прочитали мы книгу Аркадия Гайдара „Тимур и его команда“. И, подобно героям, организовали тимуровскую команду. Шефствовали над семьями фронтовиков и семьями погибших. Научились пилить дрова лучковой ручной пилой, колоть чурки на поленья, растапливали печи, собирали хворост, еловые или сосновые шишки. Когда замерзало отопление в школе, мы принесли из дома лучину и отогревали батареи целую неделю круглосуточно».
За годы войны пионеры и школьники Удмуртии дали в госпиталях около 5 000 концертов, склеили и сшили десятки тысяч конвертов и пакетов для лекарств, кисетов и носовых платков, оказывали большую помощь старшим в лесозаготовительных работах. Активно работали тимуровские команды в Вавожском, Шарканском районах, в Сарапуле.
В октябре 41-го тимуровцы разнесли среди пионеров и школьников призыв «Построим танк „Пионер Удмуртии“!» Школа № 27 дала 1700 рублей, а 9-й «б» и 2-й «б» школы № 30 — более 200 рублей. К концу ноября юные ижевцы собрали 140 000 рублей (и 30 000 дали другие города). Помогали ребята и в сборе средств на танковые колонны «Ижевский рабочий» и «Советский школьник».
Добавим, что в годы войны ЦК ВЛКСМ перестроил структуру пионерской организации. Пионерские отряды объединились в школьную дружину со штабом во главе — по Удмуртии их было 919. Пионерский актив не избирался, а назначался. Значком юного ленинца стала звездочка, как у бойца. Ее изготовляли сами. В новом тексте торжественного обещания пионера звучало: «...Я всем сердцем ненавижу фашистских захватчиков и буду неустанно готовить себя к защите Родины. Клянусь в этом именем бойцов, отдавших жизнь за наше счастье. Буду вечно помнить, что их кровь горит на моем пионерском галстуке и на нашем красном знамени».
Легендарная Тимка из Сарапула (Нинелла Александровна Юдкина) за свою деятельность получила благодарность от самого И. В. Сталина, была награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета УАССР.
К концу войны в Удмуртии насчитывалось 950! тимуровских команд, которые шефствовали над 4730 семьями фронтовиков.
На фото: Тимка из Сарапула
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова