Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
Уже в июне-июле 41-го в маленьком Сарапуле появились страшные приметы войны. Эвакуированных местные жители долго называли «выковырянными», пока не освоили новое и непривычное слово. Любопытная детвора пыталась пролезть к эшелонам с разбитой советской и немецкой военной техникой, предназначенной для переплавки в Ижевске.
Сарапул стал центром формирования полевых подвижных госпиталей на территории Удмуртии, а в город с фронта потянулись поезда с ранеными. Местные вспоминают, что потом на окнах городских госпиталей начали монтировать металлические решётки, чтобы истерзанные люди, не выдерживающие боли, не выбрасывались из окон.
Но фронт ждал оружия. Начиная с лета 1941 г. в Сарапул было эвакуировано 12 фабрик и заводов, в сопровождении 4 661 человек. Самое большое предприятие — Московский ордена Ленина радиозавод им. Г.К. Орджоникидзе, единственный в СССР, выпускавший навигационные приборы и авиационные, танковые и войсковые радиостанции.
Из биографии завода: имя — «К. Лоренц», год рождения — 1900, — через пять лет после изобретения А. С. Попова. Место рождения — г. Санкт-Петербург. Основатель — немецкий подданный Отто Треплин. Специальность — сборочное производство телеграфно-телефонного оборудования. С началом 1-ой мировой в подчинении Главного Военно-Технического управления, производил аппараты типа «Морзе», форпостные телефоны, ремонтировал технику связи, поступающую с фронта.
После революции завод перевели в Москву. Изготавливали первые в стране автомобильные приемники «АИ-656» для лимузинов представительского класса, радиооборудование завода безотказно работало на Северном полюсе у «папанинцев» и в перелете В.П. Чкалова и М.М. Громова из Москвы в США. В 1931 г. «Московский ЭМЗ» был награжден орденом Ленина за № 10, а в июле 1937-го ему присвоено наименование ’’Радиозавод № 203’’ имени Г. К. Орджоникидзе.
Осенью 1941-го Народный Комиссариат Электропромышленности СССР принимает решение: «Установить местонахождение ...№ 203 им. Г.К. Орджоникидже в г. Сарапуле.» Новым директором завода в Прикамье был назначен Н. И. Воронцов, начальник Главрадиопрома НКЭП СССР.
Во время кровопролитных боёв за Москву, когда ее защитники, покидая столицу, маршировали в знаменитом параде по Красной площади, первые эшелоны завода отправились в далекий Сарапул. За октябрь — декабрь 1941-го было вывезено 120 тяжелогруженных вагонов, более 900 единиц высококлассной производственной техники. Около 1500 квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров Москвы составили основу нового предприятия. Военная дорога — долгая, ехали восемь дней под ожесточенными налетами немецкой авиации.
Из воспоминаний рабочего Т.В. Самсонова: «Глубокой осенью 41-го прибыл эшелон эвакуированного завода. Сорокаградусный мороз затруднял дыхание, слипались заиндевевшие веки, руки липли к горячему от холода металлу. Но люди шли.... Станки грузили на сани, подцепляли к тракторам, тащили волоком. Люди торопились, очень торопились. Оборудование завода подвозили к колхозному рынку и устанавливали под навесами. Часть станков разместили в здании старого универмага, оставшиеся — в столярную мастерскую горпромторга, в мастерскую артели „14 лет Октября“, в помещение производственного участка Наркомата соцобеспечения республики и в другие. Они были разбросаны по всему городу на расстоянии от полутора до трёх километров».
В общей сложности цеха занимали примерно 10 тысяч кв. м против 33 тысяч в столице, — площадей не хватало даже на половину. Никогда еще в истории Сарапула не строили так быстро, как в зиму сорок первого: звенели пилы и топоры, пылали костры, разогревая замерзшую землю, строительство производственных корпусов шло день и ночь.
Были и другие проблемы: дореволюционная электростанция была не в состоянии обеспечить новое производство, отсутствие водоснабжения и канализации не давало возможности запуска целого ряда цехов, таких как гальванический и лакокрасочный; дощатые павильоны колхозного рынка — не отапливались; здания артели «14 лет Октября» — без крыши, помещения кожкомбината, где раньше хранились кожи чумных животных, — обветшали. Кстати, в здании 4-го корпуса Сарапульского политеха — филиала ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, тогда размещался отдел главного механика и отдел главного энергетика завода № 203.
Кадры для завода — тоже проблема. Две трети новых рабочих — местные жители и эвакуированные, в основном — женщины, не знающие производство, подростки, которые не доставали до рукояток токарных станков.
Однако, уже в конце 1941-го завод № 203 смог выдать первую партию танковых радиостанций, собранных из комплектующих, привезенных из столицы. А в феврале 1942-го предприятие начинает массовый выпуск радиостанций к танку Т-34.
Комсомольцы-передовики буквально жили на заводе и выполняли нормы на 400-500 %; иногда- по 8-9 норм за рабочий день. В 1942 году завод дал фронту свыше 24993 единиц своих изделий, ИТР внесли 189 рационализаторских предложений; экономия — в 6,5 миллиона рублей. Лучшие работники были награждены: Ордена Ленина удостоены 5 человек, ордена Трудового Красного Знамени — 16, Ордена Красной Звезды — 27, ордена Знак Почета — 41 человек.
Уникальное предприятие выпускало радиоаппаратуру для истребительной и штурмовой авиации передатчика «Орел» (РСИ), радиополукомпасы «Чаёнок» (РПК-2), радиостанции «Тапир» для легендарных танков Т-34, авиационный радиоприемник «УС» и самое массовое изделие завершающегося этапа войны — танковую радиостанцию «Тур» для двухсторонней связи между бронеобъектами. Она выпускалась под особым знаком «Боевое задание».
В апреле 1942-го «За разработку радиополукомпасов для ночного самолётовождения «Чайка» и «Чаёнок» 25-летний (!) начальник лаборатории по созданию радиоизделий боевой авиации Владимир Флорианович Волков был удостоен звания лауреата Государственной Сталинской премии. Эта лаборатория — небольшая группа инженеров и технических работников, занималась внедрением, испытанием, ремонтом и обучением персонала и работала прямо на передовой линии фронта, на базах в городах Воронеж, Сталинград, Ростов-на-Дону. До конца войны ими было разработано 7 новых и модернизированных конструкций.
Так, в том же апреле В. Волков и монтажер завода А. Иноземцев были направлены в срочную командировку в подразделение штурмовой авиации Западного фронта, где впервые отрабатывалось применение радиополукомпасов «Чаёнок» на штурмовиках ИЛ-2 и ИЛ-10. Компасы летчикам были необходимы как никогда, летные составы на аэродроме менялись стремительно: каждые две недели проходило полное обновление боевого подразделения...
В районе г. Козельска, под артиллерийским обстрелом и постоянными налетами авиации, когда в небо поднималось до 60 вражеских самолетов, заводчане проводили установку своего изделия, а во фронтовой землянке занимались обучением летного и технического состава боевой части.
Первая партия новой аппаратуры — всего 20 комплексов, ее устанавливали лишь на самолеты командного звена, да и то по одной на три машины. Но интерес летчиков к навигационному прибору, особенно после его опробования по местной приводной радиостанции, был огромен. «В них появилась уверенность в правильном самолетовождении, какая-то молодецкая удаль, и они уже не мыслили своих дальнейших боевых вылетов без нашего «Чаёнка», — с гордостью вспоминал позже Владимир Флорианович.
По дороге домой В. Ф. Волков заехал в Москву, где получил свою Госпремию. 7000 рублей из нее он сразу же перечислил в Фонд обороны страны. Оставшиеся ему 1500 рублей уже не имели большого значения: пуд картошки на сарапульском рынке стоил тогда 600 рублей.
1 июля 1945 г. Сарапульскому заводу им. Г.К. Орджоникидзе был вручен орден Трудового Красного Знамени.
На фото: Завод № 203. За регулировкой изделия ТУР
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова