Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
«Воткинск — Берлин. Ульяненко»
В Ижевске самый первый аэроклуб был торжественно открыт 12 августа 1934 года, в День авиации. Аэроклуб совмещал учебную деятельность с практической подготовкой, школа находилась на улице Труда (ныне Ленина), а летное поле — близ Пирогово.
Энтузиасты собрали 4 планера, овладели техникой пилотирования безмоторного аппарата, изучали самолетовождение, теорию авиации. В парке культуры и отдыха им.С.М. Кирова к августу 1935 года парашютные прыжки совершило более 300 человек. Клуб приступил к постоянной летной практике, и в январе 1938 года был произведен первый выпуск пилотов. Более 20 летчиков — выпускников аэроклуба и его филиалов в Воткинске и Сарапуле за героизм, проявленный в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками были удостоены высокого звания Героя Советского союза.
Одна из них — летчица Нина Захаровна Ульяненко из Воткинска, выпускница аэроклуба 1940 года. «Ночными ведьмами» назвали ее и летчиц первого в мире женского полка, — удостоенного звания Гвардейского, награжденного орденом Красного Знамени и орденом Суворова III степени, за освобождение Таманского полуострова получившего наименование Таманского. 23671 раза поднимались в небо его экипажи, они сбросили на врага почти 3 миллиона килограммов бомб.
Задания «ночные ведьмы» совершали на бомбардировщике У-2 (По-2). С первых дней войны на По-2 вывозили раненых, он служил для связи с партизанами в тылу противника, для разведки. Устойчивый в полете, легкий в управлении, По-2 мог сесть на деревенской улице или на опушке леса. Особенно успешным оказалось ночное бомбометание с этих маленьких машин по переднему краю противника. Легкие фанерные самолеты, на которых летали женщины, называли кубанскими этажерками. Днем самолет представлял собой отличную мишень, а вот ночью малая скорость полета позволяла поражать цели в ближнем тылу противника с точностью, недоступной для других самолетов. Эти самолеты не были защищены от пуль, на них не было систем радиосвязи, не было пулеметов (установили только в 1944 г.). Бомбы летчицы сами подвешивали к нижней части самолета на специальные балки, а малые бомбы возили у себя на коленях и сбрасывали их через окно. С целью поднятия на борт большего запаса бом до 1944 года летали без парашютов... Летали исключительно ночью и в любую погоду, — по 8-9 вылетов в ночь, но было, и как на Одере — до 16-18 за одну ночь.
По воспоминаниям начальника штаба полка, девчонки оставались девчонками: возили в самолетах котят, танцевали в нелетную погоду на аэродроме, прямо в комбинезонах и унтах, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого голубые трикотажные кальсоны и горько плакали, когда их отстраняли от полетов.
С первого до последнего боя с полком прошла свой путь и Нина Ульяненко. На ее счету 915 боевых вылетов — бои за Кубань, Терек, Тамань и Новороссийск, Крым, Беларуссию, в Восточной Пруссии. Сначала — штурманом, с лета 1943 г — пилотом. Вместе с подругами расписалась на рейхстаге: «Воткинск — Берлин» и поставила свою фамилию.
Н.З. Ульяненко удостоена звания Героя Советского союз, награждена орденом Ленина, орденом Красной звезды (два), Отечественной войны Первой и Второй степени, Красной звезды, медалями. После демобилизации закончила в Курске высшую партийную школу, вернулась на родину, окончила исторический факультет Удмуртского пединститута, преподавала историю в школах Воткинске и района, стала директором школы.
В 2005 г. Н.З. Ульяненко не стало, она похоронена на Хохряковском кладбище в Ижевске.
На фото: Нина Ульяненко
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова