Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
Петю Кривоногова из Киясово, как и многих сверстников, детская судьба не баловала. Сирота, в 11 лет — батрак, детдомовец в Сарапуле и в Кинешме. А вот рисовал он, кажется, с рожденья, да так бойко, что все только охали — учить бы парня на художника! И все же, — кто бы поверил, что выйдет из Петьки большой мастер, да такой, что во всех школьных учебниках его картина будет напечатана...
Азы мастерства Петя постигал у выпускника «Строгановки» Сергея Коковина, а в 1930 году был принят на рабфак искусств при Академии художеств в Ленинграде, затем поступил в институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, где его учителями были И. И. Бродский, П. А. Шиллинговский, К. Ф. Юон. Получил диплом с отличием, а дипломная работа, посвящённая походу Таманской армии по книге А.С. Серафимовича, осталась в постоянной экспозиции музея Академии.
Накануне войны Петра Кривоногова призвали в армию и на фронте сначала определили в кавалеристы. Но еще в 1940 году молодой талантливый художник оказался в Красноармейской студии имени М. Б. Грекова — творческом коллективе 30 мастеров живописи, графики и скульптуры.
В 1934 году, организуя это сообщество, сам Греков убеждал: «Военным художником может быть не всякий, хотя бы и самый одаренный живописец, и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действия войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат, и офицеров. Короче говоря, непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху, испытать ружейный, артиллерийский и пулеметный обстрел.».
Следуя завету основателя, зимой 1941 года группа молодых военных художников Студии выехала на Западный фронт, в армию, которой командовал генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский; в начале зимы 1942 — в героический Сталинград. Непосредственно в частях они зарисовывали боевые эпизоды, заводские корпуса, где между разбитыми станками стояли наши орудия, где под остовом сгоревшего вагона размещался командный пункт дивизии.
Генерал‑майор А. А. Лобачев, вспоминая оборонительные бои 16 армии под Крюково, писал о прибытии на линию фронта и работе там группы художников‑баталистов: «В состав группы входили Петр Кривоногов, Анатолий Горпенко, Карл Гогиберидзе, Геннадий Прокопинский, Николай Беляев, Виктор Рыбин, Василий Медведев, Георгий Черенщиков. <...> Я не преувеличу, если скажу, что художников у нас приняли как собратьев по оружию. Сам по себе этот факт — событие большой красоты, вдохновляющего оптимизма: гитлеровские войска ломились в ворота Москвы, отчаянные бои шли за каждый метр земли, и вдруг — художники и живопись. <...> Известие о прибытии грековцев быстро облетело войска: „Береза! Береза! Я — дуб, я — дуб. В наше хозяйство прибыли 130 карандашей, 2 трещотки, 4 игрушки и 12 художников... Настоящие, из Москвы, с красками. Героев будут писать“. Через несколько дней я встретил художников на передовой. Они показали первые рисунки».
Через определенные промежутки времени художники Студии съезжались в свою фронтовую штаб-квартиру, чтобы сдать выполненные зарисовки и запастись необходимыми материалами для дальнейшей работы.
Выполняя в течение пяти лет работу буквально на всех фронтах — от фиордов Норвегии до Черного моря, от Порт-Артура до Бранденбургских ворот, студийцы собрали огромный материал, значение которого трудно переоценить, и достигли в жанре фронтового репортажа значительных успехов. И нередко приходилось им вместо кисти и карандаша брать в руки автомат, высаживаться с десантами на плацдармы, летать в немецкие тылы к партизанам и даже опускаться в морские глубины на подводных лодках.
Зарисовки, эскизы, этюды, агитационные плакаты, которые были призваны подержать солдат, шесть выставок в годы войны. И, как итог, — создание блистательных полотен, воспевших подвиг народа.
Участник битвы на Курской дуге, многих малых и больших сражений, награждённый орденом Красной Звезды и боевыми медалями, Петр Кривоногов в мае 1945-го был в Берлине, видел самый волнующий кульминационный момент завершившейся войны — взятие Рейхстага.
Специалисты отмечают, что батальные работы Кривоногова — уникальны, исторически достоверны до мелочей, до последнего винтика, ценны с точки зрения цветопередачи, — ведь в то время ещё не было массовой цветной фотографии; сохранили для истории редкие образцы оружия, которые использовались на войне, но не повсеместно.
«Победа» — конечно, самая известная картина П. А. Кривоногова, которая вошла во многие учебники истории и стоит в одном ряду с такими шедеврами, как монумент «Родина-мать зовет» Евгения Вучетича и памятник воину-освободителю в Берлине. Даже сколы на колоннах рейхстага здесь — абсолютно идентичны запечатленным на редких фотографиях победного мая. Свидетели первых дней жизни послевоенного города говорят, что на картине можно найти и узнать реальных участников тех событий...
Сегодня это полотно длиной 4 м и высотой 2,4 м хранится в Центральном музее вооруженных сил России. Работа над картиной заняла у Кривоногова три года, он закончил ее в 1948 году. За «Победу» в 1949 году художника наградили Сталинской премией.
На фото: Картина «Защитники Брестской крепости» и ее автор — Петр Александрович Кривоногов (1910-1967 гг.)
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова