Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
Первый аэродром в Ижевске появился у деревни Пирогово, там же был организован и Ижевский аэроклуб, выполнялись почтово-пассажирские рейсы и перевозки срочных грузов. С началом войны первые пять экипажей из Ижевска были направлены на фронт, и уже в июле 1941-го приняли боевое крещение. В этом же году на базе Ижевского аэроклуба была создана военная авиационная школа, а впоследствии — 34-й запасной авиаполк, готовивший летные кадры для фронта.
Двадцать один ижевский летчик был удостоен звания Героя Советского Союза, а летчик-штурмовик, генерал-майор Евгений Кунгурцев — дважды. Два наших земляка — А. С. Черезов и В. Шамшурин повторили подвиг капитана Гастелло, пошедшего на таран вражеского самолета.
Говорят, таран считается русским видом ведения воздушного боя, — впервые его применил 8 сентября 1914 года штабс-капитан Петр Нестеров. За время войны советские пилоты совершили более 600 таранов противника, почти половину из них составили огненные тараны, когда подбитый самолет направляется на наземные цели врага.
Аркадий Степанович Черезов, Арик, как называли его друзья и родные, — уроженец села Валамаз Красногорского района. Учился в Ижевской школе № 24, был самым сильным шахматистом в классе, отлично играл в футбол, выступал в спектаклях школьного драмкружка.
В 1941 г. закончил Балашовскую Военную авиационную школу. Из воспоминаний Елизаветы Поповой, сестры Аркадия: «...Однажды он написал мне из Балашова: «Вот, Лиза, мне сейчас нужны чистые платки и подворотнички. Я окончил курсы баянистов, а также не упаду в грязь лицом ни перед какой девушкой по западноевропейским танцам».
На фронте- с мая 1942 года. Участник Сталинградской и Курской битвы. 19 июля 1943 г. в бензобак его самолета попал зенитный снаряд, и летчик направил свой горящий «Ил-2» в танковую колонну противника. Вместе с ним тогда погиб Николай Агеев, также находившийся в самолете.
Василий Григорьевич Шамшурин — уроженец Киясовского района, выпускник Воткинского машиностроительного техникума и Ижевского аэроклуба. Работал на машиностроительном заводе сменным мастером в механическом цехе. В 1939-ом был призван в армию, закончил Пермскую авиационную школу пилотов, служил в Киевском военном округе в Житомире.
Совершил 22 боевых вылета на штурмовку войск противника, уничтожив 4 самолета, 14 танков и другую боевую технику. 18 ноября 1942 г. в группе «Илов», в районе населенного пункта Дзаурикау (Кавказ), штурмовал немецкие мотомеханизированные части. Когда снарядом вражеской зенитки был пробит бензобак его самолета, вспыхнул фюзеляж и остались считанные секунды до взрыва, бросил горящую машину в отвесное пикирование на скопление вражеских танков и автомашин.
В это время дома, в Ижевске, на обслуживании самолётов, перевозящих оборонные грузы из Казани, Горького и Москвы, осталось всего пять человек — В. Наговицин, Е. Мерзляков, А. Лебедев, И. Ерашов, Я. Сыров.
В середине войны осенью 1943-го года, в районе современных улиц Камбарской и Ильфата Закирова на земле совхоза «Пятилетка» закончилось строительство нового военного аэродрома. Взлетная полоса с бетонным покрытием размером 1000×54 м проходила на месте современной улицы Молодежной.
На новом аэродроме базировалась военная комендатура № 76, которая обслуживала перегонку на фронт американских истребителей «ФэроКобра» и «Бостон», летевших с Аляски по маршруту Фербенкс-Москва (первые американские самолеты по ленд-лизу по трассе АЛСИБ пошли в СССР октября 1942 года; потом они бомбили Берлин...), а также наши — «Илы» и «Пешки» (По-2), строившиеся на заводах Сибири.
Здесь, 8 июля 1944 года, и был открыт второй Ижевский аэропорт, проработавший вплоть до 1974 года. Вокруг него были деревянные дома, до 60-х годов — и коровы паслись, а крылатые машины взлетали и садились практически над самыми крышами. В плохих метеоусловиях самолеты приходилось «ловить»: вставали вдоль полосы и палили из ракетниц, чтобы пилот находил место посадки.
Фото: Летно-технический состав Ижевского аэропорта на фоне землянок военной комендатуры, 1944 год. ЦГА УР
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова