Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
Первые немецкие самолеты появились над г. Смоленском 22 июня 1941 года. Курсанты Смоленского стрелково-пулемётного училища были в это время в летнем лагере в 3 км от города...
К исходу того же дня из курсантов сформировали 4 ударных пулемётных батальона по 200 человек, погрузили в эшелоны и отправили на фронт. На ст. Орша батальоны были поставлены на охрану штаба Западного фронта, которым командовал маршал С.М. Будённый. Узнав, что курсанты сдали выпускные экзамены, а на фронт прибыли как рядовые, маршал приказал вернуть их в училище и выпустить лейтенантами. В первых числах июля 1941 г. 700 курсантов возвратились в училище.
А 5 июля 1941 г. в большой суматохе, ночью, под бомбёжками училище грузилось в эшелон, чтобы отправиться в глубокий тыл — в Сарапул. Известно, что 20 июля эшелон прибыл в район военных лагерей на р. Каме. 24 июля курсантов построили, зачитали приказ о присвоении званий «лейтенант» и 800 человек убыли в г. Москву для комплектования московских ополченских дивизий. По воспоминаниям курсантов училища — никто этих молодых лейтенантов на фронтах больше не встречал.
Всего в Сарапул прибыло около полутора тысяч человек. Уже здесь, на территории Удмуртии, училище продолжало подготовку по 3 специальностям: снайпер, миномётное и пулемётное дело. Каждую из этих специальностей готовил отдельный батальон. Обучались по 10-12 часов в день в течение 6-8 месяцев, но, в зависимости от обстановки на фронте, курс обучения сокращался и до 4 месяцев. Курсанты изучали тактику, стрелковое дело, огневую подготовку, топографию, материальную часть оружия.
После окончания училища командиры рот своих выпускников увозили в действующую армию. Начальником училища до 1944 стал начальник гарнизона Смоленска полковник Горшенин, который потом успел повоевать, дойти до Бранденбурга и преподавал на знаменитых курсах «Выстрел». Училище провело 10 наборов, всего в Сарапуле было подготовлено более 10 тысяч офицеров.
Административный корпус военного училища располагался в одном из самых известных старинных зданий Сарапула по адресу ул. Труда, 8. Сегодня это- главный корпус Сарапульского политехнического института, филиала ИжГТУ им. М. Т. Калашникова.
Из воспоминаний Л. М. Еськина, командира пулеметного взвода: «... в училище я был помкомвзвода в первой роте пулеметного батальона. Попал во 2-й пулеметный батальон 119-й бригады. Участвовали в боях под Грозным, потом через Сухуми и пешком через горы отправились по направлению к Туапсе. Начались тяжелые бои против фашистской группы войск «Эдельвейс».
В октябре 1942-го в районе горы Шахан мы попали в окружение и семь дней были отрезаны от своих, питались только дикими яблоками, грушами и желудями. Не было воды. От жажды особенно страдали раненые. Посылали за водой к родникам и речке группы бойцов по шесть-семь человек, а возвращались один-два. Гитлеровские снайперы почти в упор расстреливали ребят.
Нас во взводе было сорок человек. Я и несколько бойцов окопались у моста через Пшиш и заняли оборону. Из нашей группы остались живыми только трое: младший сержант Николай Корягин, Иван Волобуев (потом он погиб) и я. Меня тяжело ранило, я потерял сознание. Товарищи сочли убитым и уже хотели похоронить в братской могиле. Вдруг один из бойцов, услышав мой глухой стон, закричал: «Братцы! Да он живой!» Очнулся в вагоне, говорить не мог. Как сквозь сон, помню: подошла ко мне медсестра с бумагой и карандашом и сказала: «Напиши свою фамилию». Я еле-еле вывел имя «Алексей». Пять месяцев врачи сражались за жизнь «младшего сержанта Алексея»: фамилии моей никто не знал. Хотели затем демобилизовать, но я настоял, чтобы меня оставили в строю, участвовал в боях —за Смоленск, Львов, Варшаву. Освобождал Польшу и Чехословакию.
Уже после войны отдыхал я в санатории «Горячий ключ». Однажды на вечере там выступал учитель из села Шаумян, рассказывал, как красные следопыты Туапсинского района нашли в окрестностях села солдатские медальоны и прочли на полуистлевшем листке одного из них: «Еськин А. М., уроженец Орловской области, Мценского района, деревня 1-я Кузнецовка». Когда я это услышал, едва чувств не лишился. Подошел к учителю и сказал: «Это мой медальон. Я Еськин. Меня уже собрались похоронить, но, как видите, остался жив».
На здании главного корпуса Сарапульского политехнического института филиала ИжГТУ им. М. Т. Калашникова сегодня есть мемориальная доска, на ней — десять имен курсантов училища — Героев Советского Союза:
Константин Михайлович Антонов, Иван Потапович Беляев, Михаил Евстафьевич Волошин, Михаил Романович Иванов, Алексей Дмитриевич Коновалов, Иван Тихонович Максимов, Борис Викторович Митькин, Василий Васильевич Половинкин, Спиридон Матвеевич Спицын, Михаил Сергеевич Теплоухов.
Девять из этих фамилий стали известны благодаря преподавателю Сарапульского филиала ИжГТУ, историку Олегу Викторовичу Беккеру, который провел огромную исследовательскую работу и стал инициатором открытия мемориальной доски.
На фото: Курсанты Смоленского стрелково-пулемётного училища в Сарапуле.
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова