Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
Выпускник пединститута Василий Сухомлинский был призван в армию в июле 1941 г. Дома, в селе Онуфриевка на Кировоградщине, осталась его 22-летняя жена Вера. Она недавно окончила пединститут и ожидала ребенка.
Осенью младший политрук Сухомлинский воевал на Западном и Калининском фронтах, был ранен. В январе 1942-го , в боях под Москвой — снова тяжело ранен осколком снаряда в область сердца, чудом остался жив.
"С первых дней войны я ушел на фронт«,- вспоминал он после войны. — «Никто тогда не мог предположить, что через пять недель на берега Днепра придут фашисты. Я верил, что скоро вернусь с победой. Расставаясь, мы мечтали о том, что у нас будет сын или дочь.
Но пожар оказался не таким, как думалось. Я не получил из дома ни одного письма. Село, где у своих родителей жила жена, было оккупировано фашистами. Жена с двумя подругами распространяла листовки, сброшенные нашими летчиками, перепрятывала бежавших из плена советских солдат, прятала оружие и передавала его пробиравшимся через Днепр советским воинам. Она была арестована гестапо. В застенке у Веры родился сын. (...) Гестаповец отвязал сына, поднес его к жене и сказал: „Если не скажешь фамилии руководителей организации, ребенок будет убит“. И убил. А Вере выкололи глаза, жестоко мучили еще несколько дней и повесили во дворе тюрьмы.
Это было как раз тогда, когда я был ранен под Ржевом».
После второго ранения и уральского госпиталя Сухомлинский рвался на фронт, но комиссия не признала его даже ограниченно годным- отнялась рука. Отправленный в тыл, он оказался в Удмуртии, в поселке Ува, где молодого педагога назначили директором школы.
Поселок по тем временам был небольшим, а вот школа- более тысячи учеников, 34 класса, в том числе, — русские, удмуртские и татарские классы, учились также украинцы, белорусы, поляки, евреи и цыгане. Занимались в три смены, с восьми до полвосьмого вечера.
К началу учебного года в школе было 32 учителя, коллектив достаточно сильный: сами изготовляли наглядные пособия, практиковали индивидуальные письменные работы, учили ребят работать с микроскопом, делать зарисовки и рисовать географические карты, с 5-го класса были военные занятия . Сам В. А. Сухомлинский вел уроки русского языка и литературы в 8-10-х и историю в 10-х классах; жил в небольшой комнате прямо в здании школы и всегда был первым, чьи шаги нарушали утреннюю школьную тишину.
«Отапливалась школа недостаточно, преимущественно отходами лесопильного завода», — вспоминала увинская учительница русского языка А.В. Хлебникова о военном времени.- «За партами было тесно, писать неудобно. Да и писать-то не на чем... большинство ребят писали на газетах, поперек печатного шрифта. Не хватало учебников, не было никаких учебных пособий. Было холодно, голодно, но дети учились, причем учились с желанием.
А Сухомлинский... Учителей удивляло, как этот молодой человек глубоко разбирается в душе ребенка, в мотивах его поведения, деятельности. Он никогда не жаловался на трудности». Сохранилось заключение медосмотра учеников 5-10-х классов Увинской школы в мае 1943 года : больных анемией — 38 человек, пороком сердца — 17, малокровием — 35, другими болезнями — 21. По болезни или смерти выбыло 14 , из-за отсутствия обуви и одежды оставили учёбу −19, пошли работать — 37 человек. Неудивительно, что первым своим приказом по школе новый директор обязал учителей обойти всех учеников и выяснить, у всех ли есть одежда и обувь, чтобы прийти в школу 1 сентября...
Ученица В.А. Сухомлинского К.С. Орлова вспоминала: «Василий Александрович был нашим классным руководителем. Не помню, чтобы он ругался, никогда не повышал голоса. Если недоволен, сразу видно: румянец на щеках, в такие минуты нам всем было стыдно. Уроки вел негромко, слегка приглушенным голосом. Был строг, требователен, но часто смущался...
В школе был организован большой хор. Мы пели песни для раненых бойцов наших двух госпиталей. О работе хора Василий Александрович издал приказ по школе... Еще Василий Александрович с Николаем Павловичем организовали буфет и кормили там голодных ребятишек. Потом он как-то сумел „выбить“ у нашей местной власти обувь: кому-то бурки, кому-то штаны, кому-то фуфайку, кому-то шапку...»
Сухомлинский же придумал общешкольные праздники 31 августа, в канун учебного года, когда все всем дарили книги: дети — друг другу, родители — детям. Так появлялись библиотеки в каждом классе, в каждой семье, личная библиотека у каждого школьника.
О работе в Уве В.А. Сухомлинский писал: «Это было трудное время, но полтора года работы в школе оставили у меня светлые воспоминания: у нас был дружный коллектив учителей и школьников, мы заботились о каждом ребенке...»
Так, волею военной судьбы, молодой и известный в будущем педагог приобрел свой первый опыт на нашей, удмуртской земле. Его чрезвычайно внимательное, особое отношение к ребенку, опалённому пожаром войны, постепенно превращалось в «сердечную» педагогику Сухомлинского.
В каком-то смысле Удмуртия осталась с Василием Александровичем навсегда. В Уве Василий Александрович познакомился с Анной Девятовой, 25 летней завотделом эвакуированных детских домов, которая приехала проверять сельскую школу... Между ними завязался «почтовый роман», а в 1944 г. они поженились. После освобождения Онуфриевского района от захватчиков, Василий Александрович вернулся домой вместе с женой. Здесь он три года заведовал районо, затем стал директором Павлышевской школы, где и проработал всю оставшуюся жизнь.
В целостном виде педагогические идеи Сухомлинского впервые были представлены в его «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967), подвергнутых уничтожающей критике консервативного крыла официальной педагогики. Сам Сухомлинский был обвинен в проповеди «абстрактного гуманизма», и все же его противники проиграли.
С 1968 года Сухомлинский — член-корреспондент АПН СССР, Герой СоцТруда, в 1969 — Заслуженный учитель школы УССР, он был награждён двумя орденами Ленина, а его сочинения — " Сердце отдаю детям", " Письма к сыну" и другие — стали классикой педагогики.
2018 год был объявлен ЮНЕСКО Годом Василия Александровича Сухомлинского.
На фото: В. А. Сухомлинский. Поселок Ува. 1942 год
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова