Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
Письма с фронта... Как же сильно ждали и молились о них — маленьких конвертиках, пропахших махоркой и порохом, соединявших любимых и близких, разлученных войной. Эти слова, написанные в окопах и землянках, в перерывах между боями были нужны всем, — не меньше, чем хлеб на столе или патроны на передовой.
Даже незабвенная «Землянка» неслучайно — тоже из фронтового письма: «Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь про улыбку твою и глаза...» Такое письмо в стихах после выхода из окружения осенью 1941 года написал Алексей Сурков своей жене. А песня родилась только через год...
Вагоны с почтой во время войны цепляли ко всем поездам, даже к военным эшелонам. По данным Управления военно-полевой почты, ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. А всего за Великую Отечественную было переправлено около 6 миллиардов писем.
«Гордитесь, мамаша, тем, что воспитали и вырастили сына, воевать и защищать нашу родную страну пригодился. Мамаша, не плачьте, т.к. не я один воевать буду, а вся страна воюет, в т.ч. и вы, мамаша, укрепляйте нашу страну с тыла, а нам счастье выпало защищать личной кровью. Если придется отдать жизнь, то и жизнь, не жалея, отдадим. Желаю вам трудиться по всей возможности, чтоб наша страна не страдала» (18.09.1941)
Роман Тимофеевич Корепанов, 1918 года рождения, уроженец д. Мувыр Игринского района. До войны — учитель в начальной школе. Умер от ран в августе 1942... Ему было 24 года.
«Деточки мои, растите, цветите. Я буду защищать вашу счастливую жизнь. Пусть я погибну в бою, но зато вы будете вспоминать про меня, что погиб в бою за защиту Родины. Ну, до свидания. Остаюсь жив и здоров, чего и вам желаю. Ваш папа Иван Федорович Корепанов».
Рядовой Иван Федорович Корепанов, уроженец д. Лонки-Ворцы, отец пятерых детей. Пропал без вести в 1942 году. Ему было 35 лет... Это его единственное письмо с фронта.
Дикий ветер мечется во мраке,
Пыль морозная острей ножа...
В ожиданьи штыковой атаки
Я лежу у стенки блиндажа.
Ты не раз взгрустнешь, в разлуке плача,
Ты все ждешь с полей войны бойца.
Вот опять перед атакою горячей
Перебрал всю жизнь я до конца.
Мама, ты, наверно, не забыла,
Как со мной сидела у огня,
И купала, молоком поила,
В одеяло кутала меня?
Сколько ж у тебя заботы было:
(Встало детство в памяти моей)
Ты мне круто черный хлеб солила,
Наливала в чашку жирных щей
Помню, как сейчас, благоговейно
В золотой вечерней тишине,
При коптилке, за столом семейным
Сказки Пушкина читала мне.
Помню я, прощались мы с тобою,
Ты сказала на кольце дорог:
— Вспомни мать родную перед боем
И земли не посрами, сынок!
Знай, родная, не оставят силы
Среди дымных фронтовых полей,
Ты меня на месть благословила
Лютым гневом Родины моей!
Мама, верь: во что бы то ни стало
Встретимся мы в прежней тишине,
И при этой встрече небывалой
Руки теплые протянешь мне."
Из письма матери от Исаака Владимировича Немировского. В 1941 г. Немировские были эвакуированы из Москвы в Сарапул; оттуда он ушел на фронт в 1942 г. Погиб в 22 года.
«3 февраля 1943 г. Здравствуйте, дорогие родители Немировского!
Как мне трудно писать о своем боевом товарище, о вашем сыне Исаке. Он погиб храбрым воином нашей родины при взятье ст. Горшечной. Он перед своей смертей просил меня не сообщать вам о своей смерти. Но! Я нарушил свое обещание. С надеждой что вы перенесете его смерть как родители героя. Схоронили его на ст. Горшечная. До свидание. Тов. Исака. Н. И. Максимов.»
Письмо родителям И. В. Немировского от его фронтового друга Н. И. Максимова.
На фото: Сталинград,1943 год. Советский солдат пишет письмо домой. Автор фото — Зельма Георгий.
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова