Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
По численности эвакуированных в Удмуртию Ленинград и Ленинградская область на 1 сентября 1942 г. занимали второе место, немного уступая Москве и области. С 1943 года по мере возвращения москвичей на родину, ленинградцы до октября 1944 г. занимали первое место, уступив потом жителям Украинской ССР, которых в Удмуртии тоже было немало.
Встречал беженцев и маленький Глазов. Во время войны 16 тысяч глазовчан ушли на фронт. Почти половина из них не вернулась. Но к 1944-1945 годам население города выросло до 21 000 человек за счет эвакуированных и предприятий из других районов страны — в основном заводов оборонного значения с оборудованием и людьми — табачная фабрика из Ленинграда и 2-е Ленинградское пехотное училище, патронный завод № 544, построенный на территории льнокомбината и укомплектованный оборудованием эвакуированных патронных заводов из Подольска и Кунцева.
Первый железнодорожный состав с эвакуированными прибыл в Глазов уже на исходе первой недели войны — 29 июня 1941 г. Приехавших было 170 человек.
Деревянный городок, где не было тогда ни одной мощеной улицы, стал пристанищем для нескольких тысяч беженцев. Перед городскими властями встала проблема — где в маленьком городе разместить такое количество? Людей вселяли в квартиры глазовчан и к августу 1941-го было «уплотнено» уже 259 квартир. Более трети не своей воле оказавшихся в Глазове, — были жителями блокадного Ленинграда.
Блокадники приезжали очень ослабленные. К примеру, в январе-апреле 1942 г. в Удмуртию прибыло 1 248 ленинградцев, из них 391 человек были госпитализированы. Из следовавших через Сарапул в другие районы в апреле 1942 г. ежедневно 5-10 человек останавливались в городе для восстановления сил на срок от 3 до 10 дней, так как не могли ехать дальше.
Трудно назвать предприятие или учреждение Глазова, где бы не работали эвакуированные: только на промышленных предприятиях к концу 1943 года их было свыше 550 человек. Они пекли хлеб, набивали папиросы на табачной фабрике, стояли за прилавками магазинов, работали на строительстве, в школах, детских садах и домах, столовых, госпиталях и поликлиниках. К примеру, в эвакогоспитале самоотверженно работали врачи, эвакуированные из Ленинграда. На патронном заводе трудились мальчишки двенадцати-тринадцати лет.
Были среди эвакуированы и группа семей начсостава ВВС Ленинградского и Волховского фронтов, и творческая интеллигенция, рабочие, и жители Лениградской области. И — очень много детей...
Одна из них — девятилетняя ленинградка Римма Казакова. С началом войны отец Риммы ушел на фронт, мать вместе с дочерью оказалась в Глазове, работала в Ленинградском пехотном училище. Р. Казакова — в будущем известная поэтесса, автор множества замечательных стихов и поэтических сборников. Ее перу принадлежат тексты очень многих популярных песен, каких как «Ты меня любишь», «Мадонна», «Нет пути назад» и «Ненаглядный мой»- слова, которые в семидесятые годы минувшего столетия знал и пел весь Советский Союз.
Много лет спустя Римма Федоровна вспоминала, что с началом войны «...для многих мальчишек и девчонок кончилось детство и свойственные ему беззаботность и беспечность. Трудно было всем...Школьные здания были заняты под эвакогоспитали... Заниматься приходилось в общежитиях, в зданиях начальной школы в три смены. Часто одна керосиновая лампа освещала доску, а у счастливчиков на партах горели свечки. Писали — кто на чем, даже между строк старых книг. В некоторых зданиях было холодно, сидели в пальто, в других — душно, гасли лампы от недостатка кислорода...
... в школах было не только холодно, но и голодно, многие недоедали... Есть хотелось постоянно. Все были жутко рады, когда в качестве горячего завтрака во время большой перемены получали стакан кипятка и сто грамм черного хлеба.
Когда ребенком я была,
Зимою госпитально-белой
Я часто с коромыслом шла
До речки заиндевелой.
Война. Темны утра как ночь.
Ни хлеба, ни поленьев в печке.
Я матери хочу помочь,
За бабами шагаю к речке.
И если есть она, моя
Из детства главная пятерка,
За то, что, задыхаясь, я
Несла два этих полведерка.
Среди «глазовских» ленинградцев была и семья художника Василия Селиванова -плакатиста и редактора ленинградских «Окон ТАСС». Другие художники ТАСС или умерли от голода, или были эвакуированы.
В Глазовский Учительский институт пришли эвакуированные педагоги, почти все с учеными званиями и степенями. С 6 сентября 1941 года директором стал философ Герман Денисович Мартинсон, эвакуированный из Латвии. Человек глубоко порядочный, интеллигентный, настояший эрудит.
А ученицам Глазовской женской средней школы особенно запомнилась приехавшая из Ленинграда учительница немецкого языка Мария Сергеевна Богданович, родная правнучка великого полководца М.И. Кутузова. Ее бывшие воспитанницы так вспоминали о ней:
«Высокая, красивая, одетая в костюм с длинной юбкой, волосы собраны в пучок, взгляд и строгий, и ласковый одновременно — словом, классная дама, каких до этого в жизни нам не привелось видеть, разве только в кино. Она первая заговорила с нами о культуре поведения за столом, на улице, в театре, в общении друг с другом. Как нам это помогло в жизни! Мария Сергеевна даже находила время учить нас танцевать вальс».
Во время войны с германским фашизмом Мария Сергеевна сумела привить в своих ученицах любовь к немецкому языку, вела кружки хороших манер и для девочек, и для учителей своей школы. Когда в 1946 году она возвращалась в Ленинград, воспитанницы провожали ее всем классом.
Ревакуация началась в 1943 году. Но вернулись с Чепцы на Неву не все, и в наши дни в Глазове проживают шесть бывших жителей блокадного Ленинграда. А в послевоенные годы северная столица Удмуртии стала второй родиной для многих ленинградцев — их дети, внуки и правнуки живут здесь и сегодня.
На фото: Урок военного дела в 10 классе средней женской школы г. Глазова. 1945 г
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова