Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
С началом Великой Отечественной войны уже в июне началась срочная упаковка и эвакуация вглубь страны музейных экспонатов из пригородных резиденций северной столицы — Петергофа, Царского Села, Павловска, Гатчины. Коллективы научных сотрудников, музейных служителей всех пригородных дворцов-музеев работали сутками, не выходя из музеев, даже при бомбардировках и артиллерийском обстреле.
Мраморные статуи, ввиду их хрупкости, было решено закопать и обозначить места захоронения на специальных планах. Для захоронения каждой статуи были вырыты ямы, дно и стены которых были «облицованы» утрамбованной глиной и засыпаны слоем песка. Ящик со скульптурой засыпался песком, утрамбовывался слоем глины, покрывался дерном. В это же время демонтировались фонтаны. Все, что не успели вывезти, например, из Петергофа,- было уничтожено войной, от дворцов остались руины, уникальная фонтанная система разрушена, все парки заминированы.
Картину ужасающих разрушений дворцов и парков Петергофа одной из первых увидела М.А. Тихомирова, послевоенный главный хранитель музея. В письме к матери в эвакуацию она писала; «19 января взят Петергоф. Первый раз была там только 31 января. Родная, это до того кошмарно, что не найти слов. Большой дворец — руина без полов, потолков, крыши, без церкви и корпуса под гербом. От Марли — дымящиеся развалины, Монплезир превращен в дот, полуразрушен, изуродован, парки почти уничтожены. От этого даже плакать нельзя, просто каменеешь»
Первые три очереди эвакуируемых музейных предметов отправились в Горький (Нижний Новгород), откуда осенью 1941 г. переехали в Новосибирск.
А четвертая очередь эвакуации отправилась в Удмуртию, в Сарапул: ящики с музейными предметами принял Республиканский научный музей Прикамского края, потеснив собственные экспозиции. Всего в Сарапул в 1941 г. прибыло более тысячи ящиков с коллекциями из дворцово-парковых ансамблей; 68 ящиков — с фарфором, бронзой, хрусталем, тканями и картинами из Большого дворца, Монплезира, Екатерининского корпуса, Коттеджа и вагонов Николая II.
Последняя отправка из Ленинграда состоялась 16 августа. Пятую и шестую партии предметов не успели вывезти из Ленинграда до начала блокады, они остались в осажденном городе и пережили войну в Исаакиевском соборе.
С прибытием эшелонов из Ленинграда и размещением здесь в общей сложности более 90 000 произведений искусства Сарапульский музей официально стал именоваться «Музеем- хранилищем ленинградских пригородных дворцов-музеев». Ежедневный труд сотрудников хранилища позволил сохранить люстры XVIII века с хрустальными подвесками из Большого дворца, уникальные петровские предметы из Монплезира (например, оловянные блюда, приобретенные Петром I в Англии), вещи из императорского гардероба и другие раритеты.
Директором хранилища был назначен исследователь истории Ленинграда Михаил Александрович Легздайн, эвакуированный с семьей.
В Сарапуле, как и во всех хранилищах эвакуированных ценностей, производилось вскрытие ящиков, просушка и переупаковка произведений искусства, сотрудников письменно консультировали специалисты Третьяковской галереи и реставраторы из Москвы, которые присылали подробные рекомендации по борьбе с молью и другими вредителями, о хранении оловянных изделий, металла, оружия, мебели, живописи. Была установлена повседневная связь с местной метеостанцией, в помещениях, как могли, круглосуточно поддерживали температурно-влажностный режим, хотя здание отапливалось печами, а воды в здании не было.
После снятия блокады коллекции стали возвращаться в Ленинград.
На фото: Научные сотрудники А.А. Ельшина, В.В. Лемус и директор музея М.А. Легздайн за упаковкой музейных ценностей перед отправкой из Сарапула в Ленинград. 1945
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова