Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
Набат
«Лагеря смерти» Третьего рейха, «фабрики смерти», единственной целью которых было методичное убийство, появились уже весной 1941 года. На территории Германии, Польши, Австрии, Латвии и некоторых других государств фашистами были организованы тысячи концлагерей: Аушвиц, Берген-Белсен, Бухенвальд, Майданек, Штутгоф, Дахау, Флоссенбюрг, Дора, Равенсбрюк, Маутхаузен, Заксенхаузен, Нойенгамм — это лишь крошечная доля от общего количества мест заключения и уничтожения людей.
За колючей проволокой, через который пропущен ток, в лагерных бараках царили ужас и смерть, голод и болезни, эсэсовцы «обладали правом» в любое время суток убить любого заключённого.
Жизнь человека в условиях концлагеря была невыносимой, но даже после смерти узников не оставляли в покое. Трупы, а порой и живые люди сжигались в крематориях. Пепел и костные останки перемалывались с помощью специальных «костедробилок» и применялись для удобрения почв, отрезанные человеческие волосы перерабатывались в промышленный войлок и пряжу, из них вырабатывались чулки для команд подводных лодок и служащих имперских железных дорог; производство мыла из человеческих тел, человеческая кожа — на изготовление перчаток и абажуров для ламп...
Три цифры надо запомнить, чтобы понять весь размах гитлеровского «конвейера». Только на территории Германии насчитывалось 1100 концлагерей. Через концлагеря прошли 18 млн. человек, погибли 12 млн.
Во время войны более 400 тысяч жителей Удмуртии ушли на фронт, 145 тысяч из них погибли. А 40 тысяч — до сих пор числятся без вести пропавшими. Скольким из них выпала страшная судьба попасть в плен, в концлагерь — мы не знаем.
Между тем, только по данным ПФР в Удмуртии в 2015 году проживало 96 бывших узников фашистских концлагерей. С 1967 г. в Можге работает народный музей «Набат памяти», в котором под руководством С. П. Горошниковой собираются материалы по истории концлагеря Бухенвальд, ведется переписка с бывшими узникам и развернута единственная в России экспозиция «Бухенвальд не должен повториться».
Сегодня в г. Бад-Арользен, Федеральная земля Гессен (Германия) находится самый большой в мире архив, в течение многих лет закрытый, хранящий документы жертв и выживших во времена национал-социализма.
Архив признан всемирным документальным наследием ЮНЕСКО: здесь хранятся 50 миллионов почти полностью оцифрованных учетных карточек, касающихся судьбы 17,5 миллионов человек. С 2007 года любой житель Земли может послать в МСР (Международная служба розыска) свой запрос. Адрес сайта на русском: www.its-arolsen.org/ru/glavnaja/index.html
А вот, что увидела журналист «Новой газеты» Виктория Ивлева в этом архиве еще в 2010 году: «Наобум я выбираю из списка не очень расхожую русскую фамилию: Сабанцев. Имя — Борис. Год рождения — 1921. Узник Бухенвальда. В архиве на Бориса Сабанцева — две учетные карточки. Из них можно узнать, что уроженец деревни Логовец Орловской области Борис Сабанцев, сын Евдокии Сабанцевой из Ижевска, год рождения — 1921. был арестован 29 апреля 1944 года во Флоссенбурге за то, что оставил рабочую колонну, и направлен в Бухенвальд. На Сабанцеве были шляпа, пиджак, брюки, майка и полуботинки.
Вернувшись в Москву, я попыталась найти родственников Сабанцева, но... попытки найти родственников в Ижевске ... ни к чему не привели»
На фото: 1945 год. Обручальные кольца из концлагеря.
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова