Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
Камбарка, самый маленький город Удмуртии, до войны был рабочим поселком- всего 9 тысяч жителей. Но, как и любой провинциальный городок, он имеет все основания для достоинства и гордости: и тем, что урожден от демидовского завода, и клюквой, которая растет прямо в городе, и своими умельцами и, конечно, — героями, — они-то в России росли и растут повсеместно.
С началом войны Камбарский литейно-механический завод перешел в военное ведомство, около 80% его коллектива ушли на фронт. К станкам встали женщины, старики и подростки, которые работали по 11-12 часов в сутки. Уже в июле 1941 г. в Камбарку дополнительно поступило оборудование с заводов Очакова (Московская область) и Петрозаводска, был налажен выпуск автоцистерн для перевозки бензина и солярки, коробов для противогазов, спецемкостей для особых нужд, дымовых шашек, зажигательных смесей в бутылках («смесь Молотова»), средств для химической защиты и снарядов. В 1944 году завод будет преобразован в машиностроительный и освоит еще и производство тепловозов различной модификации.
Местные предприятия перестраивались на выпуск продукции, необходимой фронту: артель «Горн» поставляла пароконные повозки сани и телеги, артель «Красный Уралец» перешла на выполнение спецзаказов для армии: пошив белья, гимнастерок и брюк.
В Камбарке работали 4 госпиталя: до зимы 1942 года — батальон выздоравливающих, до 1943 года — эвакогоспиталь № 1929, с 1943 года в доме купца Ширшова разместился эвакогоспиталь № 5876, и всю войну работал в поселке госпиталь восстановительной хирургии для инвалидов войны.
Когда немецкие армии подходили к Москве, Камбарка стала местом, где началось производство военно-химического имущества, оборудования, снаряжения и техники для последнего отпора врагу. Химическое оружие всегда рассматривалось как нечто совершенно бесчеловечное, воспользоваться которым можно лишь в самый критический момент, когда терять уже нечего. Поэтому-то, пока шло наращивание выпуска танков, пушек и самолетов, продолжался и синтез люизита с ипритом — основного ОВ времен Второй мировой.
Выпуском оборудования, с помощью которого боевую отраву можно было применять как на фронте и защищаться от нее, и занимались специалисты 136-го центрального склада химического имущества в Камбарке. В декабре 1941 г. на объекте стали принимать первые партии люизита, того самого газа, пахнущего геранью. Уже после войны здесь был сосредоточен практически весь запас люизита, произведенного в Советском Союзе — 6349 тонн.
В военные годы 7 тысяч камбарцев ушли на фронт, 2 тысячи не вернулись с полей сражений. Разные судьбы — и одна большая война на всех...
Иван Степанович Ширкин — выпускник школы машинистов ст. Агрыз Казанской железной дороги, курсант Сталинградского танкового училища, испытатель танков на Сталинградском тракторном заводе. На фронте — танкист, участник Сталинградской битвы. За годы войны сменил семь танков. Первым на Т-34 ворвался в столицу Белоруссии, многострадальный город Минск, где за три года оккупации фашисты уничтожили более 400 тысяч человек.
Боевой путь закончил под Кенигсбергом, где его танк был подбит, и погибли члены его экипажа. Тяжело раненный И. С. Ширкин вынес с поля боя своего командира, а потом, в тяжелом состоянии, обгоревший, был доставлен в госпиталь в Москву. Врачи более года боролись за его жизнь. Награжден тремя орденами Красной Звезды, орденами Великой Отечественной войны I и II степеней, медалями «За боевые заслуги», «За отвагу».
Петр Александрович Плешаков. Выпускник Курганского техучилища имени Губкина, работал на Серовском металлургическом и Первоуральском заводах. В 1930 году вернулся в Камбарку, работал завучем в Камбарской школе ФЗУ на базе Уралмаша. Именно по инициативе Плешакова П. А. на базе бывшего демидовского железоделательного завода был создан Камбарский литейно-механический завод, где он стал главным инженером. С августа 1942 года техник —лейтенант П. А. Плешаков — на фронте. После войны —главный инженер Камбарского машзавода, инициатор создания Камбарского машиностроительного техникума и Музея истории и культуры Камбарского района.
Геннадий Антонович Климко. Уроженец Камбарки, призван на военную службу перед войной на Дальний Восток. В июле 1944 года в звании младшего лейтенанта направлен командиром огневого взвода в 53 полк Войска Польского. Участник боев за освобождение Польши
За героизм в бою у местечка Дизе Шпроиц и уничтожение 2 танков, 3 пулеметных расчетов и фашистской пехоты в марте 1945 года награжден высшим польским Орденом «Виртути милитари» 5 класса. После войны работал учителем.
Константин Николаевич Тарасов из села Ведрец Камбарского района. На фронте — с сентября 1942 года. Воевал под Сталинградом и на Курской дуге. Особо отличился в боях за освобождение Польши. 6 марта 1945 года в районе северо-восточнее г. Губин под натиском врага расчеты 296-го артиллерийского полка отошли с занимаемых позиций на стратегически важной высоте, оставив орудия. Старший сержант Тарасов, командир орудия артдивизиона 20-й мотострелковой бригады 25 танкового корпуса, со взводом пехотинцев контратаковал противника, первым ворвался в немецкую траншею и восстановил положение на этом участке. Несколько раз был ранен, но не покинул поле боя. Взвод под его командованием отбил несколько атак гитлеровцев; в одной из схваток с фашистами Тарасов погиб.
За мужество и героизм в июне 1945 года старшему сержанту Тарасову присвоено Звание Героя Советского Союза посмертно.
На фото: Камбарка, отправка на фронт. Май 1942 года.
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова