Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
Во время Великой отечественной войны жители посёлка Лынга участвовали в строительстве стратегически важной железной дороги Ижевск-Балезино, которая проходила через посёлок, разделяя его на две равные половины: зарека (центральная часть) и ж/д станция (западная часть).
«Дорога мужества», так её называли впоследствии: благодаря трудовому героизму и самоотверженности жителей близлежащих деревень и строителей, ж/д трассу удалось проложить в очень сжатые сроки. Этот небольшой участок дороги, около 100 км полностью проходил по Удмуртии, и был крайне нужен стране: соединив две стратегические ветви, северную и южную, он позволил кратчайшим путём доставлять продукцию уральских и прикамских оборонных заводов на фронт.
Дорогу начали строить в январе 1942 года, а закончили в ноябре 1943 года. Учитывая важность этого стратегического участка ж/дороги, была открыта даже дополнительная мужская зона на 60 заключенных в Лынге, где уже находился штаб 147-ой колонии из 30 человек, под начальством капитана внутренних войск Коренюка. С 1942 по 1954 в 2 км от поселка Лынга находилась колония № 147 ГУЛАГа: заключенные, мужчины и женщины, работали на лесозаготовках, занимались разгрузкой и погрузкой леса и шпал. В 1947 в колонию привезли еще и немецких военнопленных — около 200 человек. 20 из них умерли в колонии, остальных немцев через год отправили в Германию.
Самым тяжелым участком дороги считался небольшой, но очень пересечённый Кекоранский участок, расположенный в нескольких километрах от Лынги, на котором работали лынгинцы. Как был преодолён этот самый трудный Кекоранский участок? Одновременно тут работали не менее 5 тыс. человек: 18-20 лет — 852 чел.; 16-18 лет — 670 чел.; 14-16 лет — 1306 чел.; 12-14 лет — 660 чел.; 10-12 лет — 54 чел. Всего руками женщин, стариков и детей было перелопачено, как потом подсчитали, — 3 млн. кубометров земли...
Из воспоминаний Вениамина Корепанова, почётного железнодорожника УАССР: «Самым трудным участком стройки считалась Кекоранская выемка. По инженерной задумке необходимо было сделать выемку в 14,5 м в глубину и длиной более полукилометра. Сложность заключалась ещё и в том, что сам грунт выемки был непригоден для соседних насыпей. В итоге решено было вырыть колодцы, заминировать их и взорвать. Женщины кирками и лопатами вырыли 17 колодцев в тяжёлом грунте 2Х2 метра и глубиной до 14 м. Внутрь уложили 93 тонны взрывчатки. Накануне взрыва всех жителей Кекорана эвакуировали. Селяне ушли на расстояние более километра, вынув в домах стёкла вместе с рамами. По словам очевидцев, взрыв был виден на расстоянии 15-20 км, а слышен за все 50 км. Так образовалась выемка Кекоранского перевала».
Будете подъезжать к станции Кекоран, возвращаясь из солнечных отпусков, поглядите в окно на стены земляных выемок, вспомните давно ушедших строителей военной поры, работавших здесь ради мирного неба над нами.
Из воспоминаний А.И. Пряженниковой: «... Я окончила 5 классов весной 1942 г.... Бригадир колхоза пришел и сказал: „Пойдешь на стройку железной дороги Балезино-Ижевск“ ... Шли мы двое суток, в лаптях. Лапти исхудались. Стирать, мыть, штопать, лапти плести — все надо было самой и причем после работы.
А на работе придет утром мастер участка, отмеряет колхозу, сколько надо за день навозить земли для насыпи на железную дорогу; если это сделаешь, то получишь справку, что действительно работала. А неумелые руки не подчинялись сначала. Ну, а потом привыкли. Лошади погибали на ходу от голода и от тяжелой работы. Каждое утро мы из болот вытаскивали лошадей. Трава там зеленая, и шли они туда кормиться.
А осенью меня отправили домой, мне надо было идти в школу, в 6-й класс. Поучилась, перешла в 7-ой. Опять лето. Снова бригадир — ко мне, чтоб я шла на строительство железной дороги, [в районе], не доезжая деревни Кекоран.
Шли мы туда трое-четверо суток. Нам указали участок в лесу. Место возвышенное — надо срезать, а землю увозить [туда], где ниже. Овраг попался. Норму сделаешь, хлеба давали 400г. и 100г. муки овсяной, но она была такая, какую в настоящее время лошадям не дают. Конечно, мы были и этому рады. Мыло кончилось, помню, а домой не пускали...
Весной 1944 г. окончила 7 классов и опять отправили на строительство железной дороги, правда, на этот раз со взрослыми. К работе я уже привыкла, норму выполняла. И взрослые меня брали с собой охотно...»
Шамшурина Зоя Николаевна: «Когда послали на строительство дороги Ижевск — Балезино, мне было 13 лет. Трудным был этот путь: холод, голод, вши. Про вши пели частушку:
В Кекоране я работала много,
И вшей домой я принесла,
Папа высыпал на лавку,
Мама думала — овса.
Летом, когда купались на речке Воложке, смывали вшей прямо в речку. Однажды случилось несчастье, во время работы пропала лошадь не по моей вине. Ее продезинфицировали от чесотки, а вскоре она умерла от этого. На меня завели дело, судили Киясовским судом и присудили штраф 9 тыс. руб. Судья была Сапожникова Клавдия Ивановна. Пришлось продать корову — единственную кормилицу в семье. Продали корову в городе за 15 тыс., но 6 тыс. положенных денег не вернули. Меня отправили обратно на строительство железной дороги. Ели баланду из ржаной муки, летом питались тем, что растет в лесу. Весной собирали стылый картофель и пекли лепешки. Летом жили в шалашах, которые строили сами. А зимой ночевали по домам в близлежащих деревнях».
В марте 1943 г. по железнодорожной линии Ижевск — Балезино было открыто рабочее движение. «Тяжеловесные поезда, груженные смертоносным оружием уральских заводов, устремились на запад». Только в 1943-1944 гг. по линии было перевезено более 1 млн. 600 тыс. тонн различных грузов, главными из которых явились спецдревесина для авиазаводов, рудостойка для Донбасса и топливо для оборонных предприятий.
Известный удмуртский писатель и поэт Олег Поскребышев в свои юные годы работавший на стройке дороги Ижевск-Балезино писал так:
«... Ах, думалось, этой ли силе
Уступит земля свою власть!
Её мы слезами мочили,
Чтоб легче лопатой бралась.
Напружившись каждою жилкой,
В двуколки мы клали её;
Как раненую, на носилках
Наверх поднимали её.
Но время сбивало нас тесно,
Скрепляло в невиданный ком;
И каждый для ветки железной
Был малым её корешком.
Забуду ль, как вымолвил метко
Какой-то из ветхих дедов,
Что мы на конце нашей ветки
Дождемся победных плодов...
Стою я — и жизни уроки
В груди, словно эхо в бору:
Непросто даются дороги
К победам, к удаче, добру».
В октябре 1943 г. колхозники Удмуртии рапортовали И.В. Сталину об итогах своей работы на строительстве: «Ни днем, ни ночью не прекращалась работа. В 54-градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе... Мы произвели свыше 3 млн. кубометров земляных работ, прорубили трассу протяжением 80 км, заготовили и подвезли 10 тыс. кубометров лесоматериала, забили свыше 4-х тыс. свай, построили 116 мостов...»
9 февраля 1945 г. правительственная комиссия подписала акт о приемке железнодорожной линии Ижевск-Балезино в постоянную эксплуатацию.
На фото: Строительство Кекоранского хода железной дороги Ижевск — Балезино.
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова.