Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
22 июля 2006 года у памятников бойцам ПВО маршировали торжественные караулы: Москва вспоминала 65-ю годовщину отражения первого воздушного налета фашистской авиации.
21июля 1941 года в 17. 00 четыре эшелона 2-го воздушного флота Люфтваффе пошли на город. Фашистских самолетов было более двухсот, а столица тогда вся умещалась в пределах кольцевой железной дороги.
Но противника своевременно обнаружил боевой расчет радиолокационной станции «РУС-2» войск ПВО под Можайском: «радиоулавливатели самолётов» молодого советского инженера Ощепкова определили направление полета и дальность объекта. Фашистов встретили наши зенитки, в небо поднялись истребители, и бой продолжался пять часов. Потеряв 20 самолетов, армада развернулась прочь от Москвы...
За двадцать дней до этого боя инженер Ощепков был арестован как германский шпион.
Паша Ощепков родился в 1908 году в деревне Зуевы Ключи Сарапульского уезда (ныне Каракулинский район Удмуртии) на Каме. Перед первой мировой мать с семилетним сыном покинули Зуевы Ключи, где «недород шел за неурожаем», и пошли пешком вверх по Каме в сторону уральских заводов, к Ижевску. Вскоре мать умерла, и Пашка остался один, скитался по разоренной стране от Поволжья до Дербента, снова оказался в Прикамье, и однажды революционный матрос доставил беспризорника в детский приемник.
В детдоме в 12 лет он начал учиться читать. В характеристике воспитанника Шалашинской школы-коммуны записано: «по даровитости и настойчивости в течение двух лет проработал материал четырех».
Потом были курсы и техникум в Перми, работа землекопом и в кабельных сетях Мосэнерго. Сдавая в сессию программу целых курсов, Павел за три года закончил Московский энергетический институт, работал на Ивановско-Вознесенской электростанции и был призван в Красную Армию.
Как известно, эффект отражения радиоволн открыл А.С. Попов в 1897 г. Но технически использовать удивительный эффект «дальнего видения» никому не удавалось: на объект локации попадает меньше одной миллиардной части рассеивающихся волн.
В 1932 году артиллерист Ощепков 32 —го Псковского зенитного полка изложил командиру собственную идею применения этого эффекта в ПВО для обнаружения самолетов. Комполка доложил об изобретении в Наркомат обороны и Ощепкова вызвали в Москву, в Главуправление ПВО РККА.
16 января 1934 г. в АН СССР состоялось историческое заседание по проблемам радиолокации под председательством академика А. Ф. Иоффе. Первым выступил П. К. Ощепков, сотрудник Ленинградского электрофизического института (ЛЭФИ), который представил схему посылки электромагнитного луча на объект и получения луча, отраженного от объекта и предложил идею использования импульсного излучения. Тогда же вышла статья молодого ученого о принципах построения радаров: «Современные проблемы ПВО»
Уже в 1938 г. в ЛФТИ были выпущены первые серийные РЛС «РУС-1», затем импульсная «РУС-2». Однако, за полгода до этого, в августе 1937- го Павел Ощепков был арестован. Причиной было знакомство с Тухачевским: маршал как-то помог изобретателю достать генераторные лампы для лаборатории.
После войны У. Черчилль объявит миру, что радиолокаторы — это «подарок англо-саксов мировой культуре». За приоритет русской науки тогда вступились американцы Э. Реймонд и Д. Хачертон: «Советские ученые успешно разработали теорию радара за несколько лет до того, как он был изобретен в Англии» (ж-л «Look», 1945.)
Освободили Ощепкова 17 декабря 39-го, но в 1941-ом последовал новый арест и Саратовская тюрьма. Ходатайство за Ощепкова «освободить в интересах армии», подписали А.Ф. Иоффе, К.Е. Ворошилов, Г.К.Жуков и В.М. Молотов, и по резолюции Сталина Ощепков оказался в Свердловске, в «шарашке» НКВД.
В 50-е гг. Ощепков вернулся в науку. Его занимала идея проникновения волн в толщу твердых тел: «Природа, открыла перед человеком очень узенькое окно, глаз воспринимает волны... в пределах от 0,4-0,8 микрона. Однако, непрозрачных тел и сред в природе не существует». Так родилась наука инстроскопия — «внутривидение», как назвал ее Ощепков. В 1964 г. по постановлению БСНХ был организован Институт интроскопии под его руководством, крупнейший в мире по номенклатуре средств неразрушающего контроля и технической диагностики. Здесь были созданы первые в нашей стране инфракрасные интроскопы и микроскопы.
В Удмуртии, на родине Ощепкова, в Ижевском механическом институте в 80-е гг. по инициативе профессора Ю. М. Мерзлякова появилась новая специальность " Физические методы и приборы инстроскопии"; открыта кафедра " Приборы и методы контроля качества и диагностики«, организован выпуск инженеров- специалистов в области неразрушающего контроля, сертификации качества и, совместно с Ижевским мединститутом, — в области медицинской интроскопии; успешно работала лаборатория акустических методов контроля и диагностики ИжГТУ под руководством профессора Г. А. Буденкова.
Ощепков стал доктором наук, заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, его мемуары «Жизнь и мечта» выдержали четыре переиздания. Он успел заглянуть и в будущее: впервые высказал основные положения современной нанотехнологии об использовании волновых свойств электронов и их способности к туннелированию на наноструктурах. Траектория движения электрона вокруг ядра — также впервые зафиксирована в лаборатории Ощепкова.
Уже на рубеже 50–60-х гг.его занимали способы нетрадиционного получения энергии, еще в лагерях он начал писать монографию «Возможна ли концентрация энергии окружающей среды?», посвященную энергетической инверсии.
Умер Павел Кондратьевич 1 декабря 1992 года. На его надгробной плите высечена надпись: «Отцу радиолокации, интроскопии, энергоинверсии».
Последний раз Павел Кондратьевич был в Удмуртии, в Ижевске в начале июня 1985 года. В сентябре 2008 года традиционная Всероссийская конференция «Приборостроение в 21 веке» в ИжГТУ была посвящена 100-летию со дня рождения нашего выдающегося земляка. Благодаря многолетним изысканиям канд. техн наук, профессора, завкафедрой «Электротехника» ИжГТУ Владимира Константиновича Барсукова, в вузе была издана уникальная рукопись Ощепкова «700 лет спора», посвященная вопросам бестопливной энергетики, многовековой истории «великого спора» о возможностях использования процессов естественного круговорота энергии в природе. Единственный машинописный экземпляр этой рукописи хранился в Оханском детском доме, где создан музей ученого.
На фото: Павел Кондратьевич Ощепков
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова