Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
Весной 1942 г. Национальный комитет «Свободная Франция» обратился к Правительству СССР с предложением направить на советско-германский фронт группу своих летчиков и авиамехаников. 31 марта согласие было получено.
По указанию Сталина переговоры с представителем Шарля де Голля вел Ф. Я. Фалалеев. Федор Яковлевич — наш земляк, уроженец Можгинского района УР, бывший красноармеец и резчик Ижевского оружейного завода. В 1932-м он был переведен в авиацию, дослужился до маршала (1944 год), и, между прочим, в отличие от многих других высших командиров ВВС, сам умел управлять самолетом.
Отважных французов можно считать «крестниками» Фалалеева: именно он вел переговоры и в ноябре 1942 г. подписал с генералом Пети соглашение о формировании эскадрильи. Впоследствии правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона Командорской степени и боевым крестом — он стал командором эскадрильи.
28 ноября 42-го французские пилоты вылетели со своей базы в Тегеране в Иваново.
«Нас встречали, как королей. Я помню, как после нескольких месяцев в пустыне мы, наконец, добрались до города Иванова: и военные, и гражданские оказали нам такой теплый прием, что мы тут же стали друзьями, языкового барьера никто даже не замечал», — вспоминал Жорж Мазюрель, ветеран полка «Нормандия-Неман».
Само название нового войскового соединения появилось только дней десять спустя, именно в заснеженном Иванове. По желанию личного состава эскадрилья получила имя «Нормандия» — по названию провинции наиболее пострадавшей от гитлеровцев. Знаменитое на весь мир «Нормандия — Неман» прозвучит ещё позже: когда эскадрилью преобразуют в авиаполк, который отличился в боях по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман.
В первом составе «Нормандии» было 14 боевых пилотов, 2 пилота связи, 1 переводчик, 1 врач, 25 техников и 15 бортстрелков. Кстати, двое наших земляков тоже воевали в эскадрильи — механик-моторист Мулланур Сагитов из Глазова и техник самолетов Александр Радченко из Ижевска.
К началу 1943 г. уже все «нормандцы» летали на «яках», а французские механики прошли практическое обучение по эксплуатации самолета Як-1Б. «Яки» французов украшали красные звезды, но между винтом и кабиной с обеих сторон каждой машины было по три цветные полосы: синяя, белая и красная — цвета французского государственного флага.
Немногие знают, что в полку «Нормандия — Неман», кроме природных французов были также и 11 «французских русских» — и убеждённых «красных», и классических «белых». Наиболее известно среди них имя Михаила Романовича Шика. Пилот связи, въезжая в СССР в составе лётчиков будущей «Нормандии», заявил: «Я русский, родом из Москвы. Мой отец был арестован ВЧК в 1918 году за антибольшевизм. Я не коммунист, но я хочу быть вашим союзником и другом на то время, что я вместе с вами буду сражаться за мою Родину».
Альберт Львович Мирлес, урожденный парижанин, говоривший одинаково хорошо по-французски и по-русски, — тоже сын эмигрантов из России, но сын активных участников революции 1905-1907 гг. Мирлес был не столько лётчиком, сколько инженером, хотя лётную школу окончил ещё в 1932 г. После капитуляции Франции он примкнул к де Голлю и вместе со званием капитана получил задание сформировать французскую авиачасть в составе РККА. Все организаторские дела «Нормандии» на первых порах решал именно Мирлес, всех летчиков он отбирал лично. То, что эскадрилья сражалась на советских самолётах, —целиком и полностью его заслуга.
Французские летчики буквально рвались в бой, считали день потерянным, если провели его без вылетов и советским командирам приходилось сдерживать их пыл. Однако, за борьбу с нацизмом французские лётчики платили очень высокую цену.
13 апреля 1943 года «Нормандия» понесла первые потери. Во время «свободной охоты» над Спас-Деменском были сбиты Ив Безьен, Раймон Дервилль и самый молодой лётчик, 21-летний Андрей Познанский. Безьен погиб во время боя, а Дервилль и Познанский, скорее всего, попали в плен к фашистам и были расстреляны.
Семью Ива Безьена по приказу французского коллаборационистского правительства арестовали и отправили в концлагерь, подвергся аресту отец Раймона Дервилля, не пережили войну родные Андрея Познанского.
Знамёна полка «Нормандия» были овеяны славой в Курской битве. В разгар сражения французские лётчики совершали по несколько боевых вылетов в день, в июльских боях довели общий счёт сбитых гитлеровских самолётов до 30. В самой «Нормандии» из 22 боевых лётчиков в строю осталось лишь 8 — 11 погибли, 3 были ранены. Среди погибших — и первый командир «Нормандии» Жан Тюлян.
К концу июля 1943 года в «Нормандию» прибыла третья партия французских лётчиков; вслед за Курской битвой полк «Нормандия» участвовал в освобождении Белоруссии и разгроме немцев в Восточной Пруссии.
...В июле 1944 года полк перебазировался на новый аэродром, и вместе с лётчиком Морисом де Сейном в грузовом отсеке Як-7 летел его механик — Владимир Белозуб. За время войны выходец из семьи французских аристократов и потомственный русский крестьянин очень подружились.
В самом начале полета на Як-7 случилась поломка — пары бензина стали проникать в кабину, и лётчик практически ослеп. Надо было покидать самолет, но парашют был только у пилота, у механика — не было. Морис де Сейн сделал несколько попыток посадить самолёт, командование приказало пилоту прыгать. Но лётчик так и не оставил своего друга... Их похоронили в одной могиле в селе Дубровка.
Всего за время боевых действий на советско-германском фронте лётчики полка совершили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, повредили более 80 немецких самолётов. 96 лётчиков из его состава удостоены советских и французских боевых наград, четверо — получили звание Героя Советского Союза.
15 июня 1945 года полк «Нормандия-Неман» на 42 самолётах Як-3 покинул Советский Союз и отправился на аэродром Ле Бурже. Первые месяцы в составе полка продолжали служить советские механики, инструкторы, радиотехники и даже электрики.
До 2000-х годов в составе ВВС Франции и России существовали военно-авиационные подразделения, носящие имя «Нормандия — Неман». В 2009 году в рамках реформирования Российской армии 18-й гвардейский Витебский, дважды Краснознамённый, ордена Суворова II степени, ордена Почётного Легиона Республики Франция штурмовой авиаполк «Нормандия-Неман» был расформирован.
Во Франции расформированное на несколько лет историческое подразделение было возрождено в 2012 году.
На фото: Летчики «Нормандии — Неман».
Воспоминание об эскадрилье «Нормандия — Неман». Поет Марк Бернес:
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова