Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
В 1937 году по настоянию выпускника Петербургской консерватории 1917 года, тромбониста, композитора, создателя первых послереволюционных военных оркестров и потом- Главного дирижера Парада Победы на Красной площади С. А. Чернецкого, Наркомпросвещения принял судьбоносное решение о создании интернатов военно-музыкантских воспитанников.
Интернаты комплектовались музыкально одарёнными воспитанниками детских домов и после 3-х летнего обучения выпускали музыкантов для Красной Армии, а самых способных — для учёбы на Военно-дирижерском факультете Московской Госконсерватории.
Номером один в списке таких школ значилась 1-я Ленинградская, директором которой стал Антон Феликсович Поплавский, капельмейстер Ленинградского пехотного училища им. С.М. Кирова. В последние дни лета 1940-го в школе состоялся первый полноценный выпуск курсантов— 48 человек. В это время о 1-й ЛШМВ снимают фильм, выступления воспитанников звучат в радиоэфире, перед ними выступает сам Исаак Дунаевский — кумир эпохи... Такой школа встретила лето 1941 года...
Приказ об эвакуации 1-й ЛШВМВ в г. Галич Ярославской области вышел за полтора месяца до блокады — в середине июля, и большая часть педагогов-инструменталистов школы наотрез отказалась уезжать по причине напряженной работы в Филармонии и ленинградских театрах.
По воспоминаниям В. П. Резункова, преподавателя по классу трубы, политрука школы и впоследствии — ее первого историографа, 19 июля спецсостав из одного пассажирского и нескольких товарных вагонов двинулся в путь. Сто воспитанников, семь педагогов- музыкантов, два воспитателя, семь учителей; под присмотром старшины Малкина даже всеобщие любимцы — собака Пират и конь Нордик. Ехали до конца июля, дорога была крайне тяжелой и опасной, — шла бомбежка Буя и Тихвина.
В Галиче разместились в деревянных зданиях мебельной фабрики. Когда немного обустроились, стали давать концерты — 1 августа — в международный антивоенный день в Галичском городском саду, 4 августа — концерт оркестра и художественной самодеятельности школы. В школу начали приходить первые письма с фронта от выпускников.
Учебный 1941-42 г. начался только 1 октября- помощь школьников очень нужна была на полях. Работа была изнурительной, однако, сразу по окончании рабочего дня курсанты устраивали концерты для колхозников.
В середине августа вся школа слушала по радио песню «Священная война», которая всех очень вдохновила, вскоре ее включили в репертуар оркестра и хора 1-й ЛШВМВ. 18 августа — большой концерт в Галиче, все сборы — в Фонд обороны СССР, 26 августа — проводы жителей Галича на фронт, музыка на учениях частей народного ополчения, 25 сентября — проводы добровольцев, 26 сентября — отряда парашютистов, 5 октября —истребительного батальона; концерты в госпиталях... 2 октября состоялся очередной военный выпуск в самой школе, трое ушли в пехотное училище.
А в конце октября, с приближением линии фронта к Галичу, вышло предписание НКО СССР о передислокации школы в рабочий поселок Балезино Удмуртской АССР. В Удмуртию добирались больше недели, до начала ноября. Поселились в районе нынешних кварталов Балезинского льнозавода и бывшей школы механизации, место проживания — барак льнозавода; интернат переименовали в Балезинскую спецшколу.
Трудностей и лишений юным музыкантам хватало: не было своего врача и лекарств, небольшое здание было тесным, были сложности с отоплением и освещением. Из отчета военного комиссара 1-й ЛШВМВ «...продукты взять попросту неоткуда. Рынка нет, на толкучке меняют все, что угодно, а не продают и покупают. Все обносились. Из Ленинграда удалось увезти немногое. Дети сотрудников и воспитанники без теплой обуви (как и летней). Нужны географические карты всех видов, тетради, бумага, банок 20 чернил, глобус, литература, ноты...».
Каждую осень — работа на уборке и заготовка дров на зиму. 13-14 мая 1942 г. на льносеменной станции, произошел серьезный пожар — на большой стог собранного льна упала искра, отлетевшая от проходившего мимо паровоза. Никакой пожарной команды в поселке не было, и на тушение пожара были брошены воспитанники и весь личный состав школы, — справились! В мае 43-го вся школа работала на строительстве 6 километров знаменитой дороги Ижевск- Балезино. Копали и носили на носилках землю, разгружали платформы с песком. Во время строительства произошла трагедия — погиб курсант Владимир Мурашенков.
Но военные музыканты — играли! Два оркестра, 16 человек-в ансамбле песни и пляски, в джаз-оркестре — 13 человек, женский вокальный ансамбль и группа художественного чтения. С августа 1941 по март 1942гг. школа дала 32 концерта, сборы — в сумме 8500 рублей — переданы в Фонд обороны СССР. Концертные площадки- палаты военных госпиталей, воинские части, колхозы, форумы партийно-комсомольского актива и общественности района. Занятия по специальности не прекращались даже летом, в 1943-ем набирали новых воспитанников из местных...
Писали в родную школу выпускники с фронта. Танкист М. Макарец, 29 февраля 1944г.: «Наша часть прошла больше ста километров с боями и захватила большие трофеи. Во время этих боев я был немножко ранен, но это неважно. <...> Скучаю по музыке, особенно когда слушаю ее по радио. Если останусь жив — обязательно буду играть в оркестре».
Воспитанники рвались на фронт. Из заявления курсанта 1944г. на имя начальника школы: «Если не получу формально разрешения — уеду самостоятельно. Спасибо за все ваши заботы обо мне.» Резолюция А.Ф. Поплавского: «Все наши курсанты имеют такое же желание. Но прежде всего необходимо закончить школу, в которой на вас затрачено немало забот, энергии и средств, — все остальное придет своим чередом».
27 января 1944-го Ленинград был освобожден от блокады, и все ждали, что скоро школа вернется домой. Но в последнее свое удмуртское лето «Балезинские музыканты» успели отправиться в настоящее концертное турне- школу пригласили на Республиканский смотр детской художественной самодеятельности и парад в Ижевске. К поездке готовились и очень переживали. В номере «Боевого листка: » так и было написано: «... чтобы не упасть лицом в грязь, чтобы на нас не сказали: „Халтурщики“. Если кто-нибудь не вовремя сыграет — испортит все дело».
17 июня школа прибыла в Ижевск, где дала концерт в летнем театре, затем оркестр школы открыл Гимном СССР заключительный концерт Республиканского смотра. На следующий день ранним утром курсанты играли на параде в центре Ижевска, потом дали концерт на открытой эстраде в саду отдыха им. М. Горького, затем — в саду кинотеатра «Одеон» перед сеансами фильмов «Веселые ребята» и «Багдадский вор». В завершение дня сыграли в новом городском цирке, на розыгрыше первенства по боксу между городами Ижевск, Воткинск и Сарапул.
В августе 1944г. 1-я ЛШВМВ собралась в Ленинград. Провожая музыкантов, балезинцы организовали настоящий банкет (!), все прощались, надеялись на продолжение дружбы. Часть воспитанников школы — жители Удмуртии, тоже прощались со своими друзьями,- они оставались в родной республике.
В Ленинграде школа получила новый дом в Московском районе Ленинграда. 1 мая и 7 ноября 1945 года ее сводный оркестр участвует в парадах на Дворцовой площади. В июне 1945-го состоялся выпуск 40 воспитанников...
Сегодня преемник 1-я ЛШВМВ — это школа «Музыка» (№ 8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла Фрунзенского района Санкт-Петербурга). Были попытки перевести это необычное учебное заведение с военной родословной в типовой формат, но школа устояла. Одна из таких попыток неожиданным образом разрешилась при участии легендарного музыканта сэра Пола Маккартни, который доверил исполнение своего произведения Celebration смешанному хору музыкального интерната и защитил школу от реформации.
На фото: Репетиция оркестра школы. Снимок сделан в конце войны.
*В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru, архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова