Наша ежедневная рубрика «75 мгновений войны» — это одна военная фотография и наш рассказ о ней: о городах и селах Удмуртии, о наших земляках — тружениках тыла и солдатах, о тех мгновениях войны, которые попали в кадр. Такими, какими они были.
Именно в Ижевск, на «Ижмаш» нарком вооружений Дмитрий Устинов позвонил ночью 9 мая 1945 года, чтобы поздравить оружейников Удмуртии с Победой. " В те годы«, — по словам наркома, — «Ижевск был главнейшим арсеналом Родины, именно здесь ковалось оружие нашей Великой Победы».
С первых дней Великой Отечественной войны 1941-1945гг. роль центра оружейного производства СССР выполнял Ижевский оружейный завод № 74 (позднее получивший название «Ижевский машиностроительный завод»). Технологичность винтовки Мосина позволила сосредоточить всё ее производство практически на одном заводе.
Завод № 74 стал основным арсеналом стрелкового и авиационного оружия страны: за годы войны дал продукции столько, сколько за 92 предыдущих года вместе взятых. Главная кузница стрелкового оружия страны выпускала 20 видов военной техники. Всего за период войны здесь произведено: 11 миллионов 145 тысяч винтовок и карабинов, более 15 тысяч авиационных пушек, почти 132 тысячи противотанковых ружей.
Из воспоминаний Ивана Андреевича Смирнова, в военные годы, работавшего на «Ижмаше» в 49-м цехе на станкострое: «В 1941- ом, в первую военную зиму цех порой напоминал общежитие. В особенности ночью. Многие, кто жил далеко, ночевали тут же. Прикорнет человек около бытовок или в свободной части прохода, да так и уснет до утра.
Подойдешь налаживать станок. Пока меняешь и затачиваешь резцы, ставишь их, проверяешь работу станка, проходит минут десять. Смотришь, а парень уже прикорнул с куском хлеба во рту. Как его будить? Пустишь станок и поработаешь за него, пока не позовут налаживать станок где-нибудь в другом месте на потоке.
...Приспособились стирать белье прямо в умывальниках. Жили как одна семья. Делились всем, чем могли. Тогда получали 250-300 граммов хлеба в сутки, но те, кто перевыполняли норму, получали стахановский талон — дополнительные к пайку 100 граммов хлеба и второе блюдо в буфете. Так бывало, что отдавал свой стахановский талон тому, кто был болен или очень ослабел. А таких было много повсюду. Не было на моей памяти такого случая, чтобы человек остался без поддержки. Отрывали от своего пайка по 100 г хлеба, немного жиров, сахара...
Работать приходилось по локоть в содовом растворе, мучила постоянная нехватка кругов, которыми обрабатывалось изделие. Уж что мы только ни придумывали! Сработанные круги научились выравнивать. Научились использовать для этого алмазные* «карандаши». Это пустотелые, залитые медью и алмазными крупицами стержни.
Но выдался такой день, когда в цехе не оказалось ни одной крупицы алмаза. Кончились и «карандаши». Хоть останавливай станки. Что делать? Тогда и произошел случай, надолго запомнившийся нам.
Старый рабочий цеха (сегодня фамилию его не помню) сходил домой (он жил рядом с заводом), еще до конца обеденного перерыва вернулся и — прямо в инструменталку. Здесь он показал инструментальщику кольцо с алмазом: тот чудом уцелевший свадебный подарок и стал инструментом. Через час свадебный алмаз отлично подошел для правки абразивных кругов, которыми полировались боеприпасы для нового оружия. Не помню точно, сколько он служил, но простоев на шлифовке не было. А в это время откуда-то самолетом (!) доставляли на завод алмазные карандаши и абразивные круги«.
*Слово «алмаз» произошло от греческого adamas — неодолимый, несокрушимый... Твердость алмаза — самая высокая как среди природных, так и среди так среди искусственных материалов.
На фото: М.А. Иванов, директор Государственного Союзного завода № 74 среди рабочих. 1944 г.
**В материалах рубрики использованы фотографии и материалы открытых источников, документы с сайтов gasur.ru и udmurt.ru., архива пресс-службы ИжГТУ имени М. Т. Калашникова